| | |
| Глава 1 |
1:1 |
Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, |
1:2 |
ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. |
1:3 |
Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. |
1:4 |
В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, |
1:5 |
ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. |
1:6 |
Человеколюбивый дух - премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его. |
1:7 |
Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово. |
1:8 |
Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд. |
1:9 |
Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его; |
1:10 |
потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. |
1:11 |
Итак, хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. |
1:12 |
Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. |
1:13 |
Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, |
1:14 |
ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. |
1:15 |
Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: |
1:16 |
нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием |
| Глава 2 |
2:1 |
Неправо умствующие говорили сами в себе: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. |
2:2 |
Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. |
2:3 |
Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; |
2:4 |
и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. |
2:5 |
Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается. |
2:6 |
Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; |
2:7 |
преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; |
2:8 |
увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; |
2:9 |
никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. |
2:10 |
Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. |
2:11 |
Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным. |
2:12 |
Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; |
2:13 |
объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; |
2:14 |
он пред нами - обличение помыслов наших. |
2:15 |
Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: |
2:16 |
он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. |
2:17 |
Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; |
2:18 |
ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. |
2:19 |
Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; |
2:20 |
осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет". |
2:21 |
Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, |
2:22 |
и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. |
2:23 |
Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; |
2:24 |
но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. |
| Глава 3 |
3:1 |
А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. |
3:2 |
В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, |
3:3 |
и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. |
3:4 |
Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. |
3:5 |
И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. |
3:6 |
Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. |
3:7 |
Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. |
3:8 |
Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки. |
3:9 |
Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. |
3:10 |
Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. |
3:11 |
Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. |
3:12 |
Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. |
3:13 |
Блаженна неплодная неосквернившаяся, которая не познала беззаконного ложа; она получит плод при воздаянии святых душ. |
3:14 |
Блажен и евнух, не сделавший беззакония рукою и не помысливший лукавого против Господа, ибо дастся ему особенная благодать веры и приятнейший жребий в храме Господнем. |
3:15 |
Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен. |
3:16 |
Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. |
3:17 |
Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. |
3:18 |
А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; |
3:19 |
ибо ужасен конец неправедного рода. |
| Глава 4 |
4:1 |
Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. |
4:2 |
Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами. |
4:3 |
А плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; |
4:4 |
и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветров искоренятся; |
4:5 |
некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен; |
4:6 |
ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их. |
4:7 |
А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, |
4:8 |
ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: |
4:9 |
мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. |
4:10 |
Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, |
4:11 |
восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. |
4:12 |
Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. |
4:13 |
Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; |
4:14 |
ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, |
4:15 |
что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. |
4:16 |
Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; |
4:17 |
ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; |
4:18 |
они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; |
4:19 |
и после сего будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо Он повергнет их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет; |
4:20 |
в сознании грехов своих они предстанут со страхом, и беззакония их осудят их в лице их. |
| Глава 5 |
5:1 |
Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; |
5:2 |
они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его |
5:3 |
и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. |
5:4 |
Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! |
5:5 |
Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его - со святыми? |
5:6 |
Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. |
5:7 |
Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. |
5:8 |
Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? |
5:9 |
Все это прошло как тень и как молва быстротечная. |
5:10 |
Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах; |
5:11 |
или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остается знака ее пути, но легкий воздух, ударяемый крыльями и рассекаемый быстротою движения, пройден движущимися крыльями, и после того не осталось никакого знака прохождения по нему; |
5:12 |
или как от стрелы, пущенной в цель, разделенный воздух тотчас опять сходится, так что нельзя узнать, где прошла она; |
5:13 |
так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем". |
5:14 |
Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. |
5:15 |
А праведники живут вовеки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. |
5:16 |
Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. |
5:17 |
Он возьмет всеоружие - ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; |
5:18 |
облечется в броню - в правду, и возложит на Себя шлем - нелицеприятный суд; |
5:19 |
возьмет непобедимый щит - святость; |
5:20 |
строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. |
5:21 |
Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. |
5:22 |
И, как из каменометного орудия, с яростью посыплется град; вознегодует на них вода морская и реки свирепо потопят их; |
5:23 |
восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. |
5:24 |
Так беззаконие опустошит всю землю, и злодеяние ниспровергнет престолы сильных. |
| Глава 6 |
6:1 |
Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! |
6:2 |
Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! |
6:3 |
От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. |
6:4 |
Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. |
6:5 |
Страшно и скоро Он явится вам, - и строг суд над начальствующими, |
6:6 |
ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны. |
6:7 |
Господь всех не убоится лица и не устрашится величия, ибо Он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех; |
6:8 |
но начальствующим предстоит строгое испытание. |
6:9 |
Итак, к вам, цари, слова мои, чтобы вы научились премудрости и не падали. |
6:10 |
Ибо свято хранящие святое освятятся, и научившиеся тому найдут оправдание. |
6:11 |
Итак, возжелайте слов моих, полюбите и научитесь. |
6:12 |
Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; |
6:13 |
она даже упреждает желающих познать ее. |
6:14 |
С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих. |
6:15 |
Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот, |
6:16 |
ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними. |
6:17 |
Начало ее есть искреннейшее желание учения, |
6:18 |
а забота об учении - любовь, любовь же - хранение законов ее, а наблюдение законов - залог бессмертия, |
6:19 |
а бессмертие приближает к Богу; |
6:20 |
поэтому желание премудрости возводит к царству. |
6:21 |
Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки. |
6:22 |
Что же есть премудрость, и как она произошла, я возвещу, |
6:23 |
и не скрою от вас тайн, но исследую от начала рождения, |
6:24 |
и открою познание ее, и не миную истины; |
6:25 |
и не пойду вместе с истаевающим от зависти, ибо таковой не будет причастником премудрости. |
6:26 |
Множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа. |
6:27 |
Итак учитесь от слов моих, и получите пользу. |
| Глава 7 |
7:1 |
И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. |
7:2 |
И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном, |
7:3 |
и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, |
7:4 |
вскормлен в пеленах и заботах; |
7:5 |
ибо ни один царь не имел иного начала рождения: |
7:6 |
один для всех вход в жизнь и одинаковый исход. |
7:7 |
Посему я молился, и дарован мне разум; я взывал, и сошел на меня дух премудрости. |
7:8 |
Я предпочел ее скипетрам и престолам и богатство почитал за ничто в сравнении с нею; |
7:9 |
драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что перед нею все золото - ничтожный песок, а серебро - грязь в сравнении с нею. |
7:10 |
Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. |
7:11 |
А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее; |
7:12 |
я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими, но я не знал, что она - виновница их. |
7:13 |
Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства ее, |
7:14 |
ибо она есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения. |
7:15 |
Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых. |
7:16 |
Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. |
7:17 |
Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, |
7:18 |
начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, |
7:19 |
круги годов и положение звезд, |
7:20 |
природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. |
7:21 |
Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. |
7:22 |
Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, |
7:23 |
благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. |
7:24 |
Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. |
7:25 |
Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. |
7:26 |
Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. |
7:27 |
Она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; |
7:28 |
ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. |
7:29 |
Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; |
7:30 |
ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. |
| Глава 8 |
8:1 |
Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. |
8:2 |
Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее. |
8:3 |
Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее: |
8:4 |
она таинница ума Божия и избирательница дел Его. |
8:5 |
Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает? |
8:6 |
Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? |
8:7 |
Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни. |
8:8 |
Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. |
8:9 |
Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. |
8:10 |
Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; |
8:11 |
окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. |
8:12 |
Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. |
8:13 |
Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. |
8:14 |
Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; |
8:15 |
убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. |
8:16 |
Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость. |
8:17 |
Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью - бессмертие, |
8:18 |
и в дружестве с нею - благое наслаждение, и в трудах рук ее - богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею - разум, и в общении слов ее - добрая слава, - я ходил и искал, как бы мне взять ее себе. |
8:19 |
Я был отрок даровитый и душу получил добрую; |
8:20 |
притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. |
8:21 |
Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, - и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, - я обратился к Господу и молился Ему, и говорил от всего сердца моего: |
| Глава 9 |
9:1 |
Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим |
9:2 |
и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями |
9:3 |
и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! |
9:4 |
Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих, |
9:5 |
ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый в разумении суда и законов. |
9:6 |
Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. |
9:7 |
Ты избрал меня царем народа Твоего и судьею сынов Твоих и дщерей; |
9:8 |
Ты сказал, чтобы я построил храм на святой горе Твоей и алтарь в городе обитания Твоего, по подобию святой скинии, которую Ты предуготовил от начала. |
9:9 |
С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим: |
9:10 |
ниспошли ее от святых небес и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою; |
9:11 |
ибо она все знает и разумеет, и мудро будет руководить меня в делах моих, и сохранит меня в своей славе; |
9:12 |
и дела мои будут благоприятны, и буду судить народ Твой справедливо, и буду достойным престола отца моего. |
9:13 |
Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? |
9:14 |
Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, |
9:15 |
ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. |
9:16 |
Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах - кто исследовал? |
9:17 |
Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа? |
9:18 |
И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, |
9:19 |
и спаслись премудростью. |
| Глава 10 |
10:1 |
Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения: |
10:2 |
она дала ему силу владычествовать над всем. |
10:3 |
А отступивший от нее неправедный во гневе своем погиб от братоубийственной ярости. |
10:4 |
Ради него потопляемую землю опять премудрость спасла, сохранив праведника посредством малого дерева. |
10:5 |
Она же между народами, смешанными в единомыслии зла, нашла праведника и соблюла его неукоризненным пред Богом, и сохранила мужественным в жалости к сыну. |
10:6 |
Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, |
10:7 |
от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души - стоящий соляной столб. |
10:8 |
Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились. |
10:9 |
Премудрость же спасла от бед служащих ей. |
10:10 |
Праведного, бежавшего от братнего гнева, она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его. |
10:11 |
Когда из корыстолюбия обижали его, она предстала и обогатила его, |
10:12 |
сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. |
10:13 |
Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: |
10:14 |
она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. |
10:15 |
Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, |
10:16 |
вошла в душу служителя Господня и противостала страшным царям чудесами и знамениями. |
10:17 |
Она воздала святым награду за труды их, вела их путем дивным; и днем была им покровом, а ночью - звездным светом. |
10:18 |
Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, |
10:19 |
а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны. |
10:20 |
Итак, праведные завладели доспехами нечестивых и воспели святое имя Твое, Господи, и единодушно прославили поборающую руку Твою; |
10:21 |
ибо премудрость отверзла уста немых и сделала внятными языки младенцев. |
| Глава 11 |
11:1 |
Она благоустроила дела их рукою святого пророка: |
11:2 |
они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; |
11:3 |
противостали неприятелям и отмстили врагам; |
11:4 |
томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды - из твердого камня. |
11:5 |
Ибо, чем наказаны были враги их, |
11:6 |
тем они, находясь в затруднении, были облагодетельствованы: |
11:7 |
вместо источника постоянно текущей реки, смрадною кровью возмущенной, |
11:8 |
в обличение их детоубийственного повеления, Ты неожиданно дал им обильную воду, |
11:9 |
показав тогда чрез жажду, как Ты наказал их противников. |
11:10 |
Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые; |
11:11 |
потому что их Ты испытывал, как отец, поучая, а тех, как гневный царь, осуждая, истязал. |
11:12 |
И отсутствовавшие и присутствовавшие одинаково пострадали: |
11:13 |
их постигла сугубая скорбь и стенание от воспоминания о прошедшем. |
11:14 |
Они, когда услышали, что чрез их наказания те были облагодетельствованы, познали Господа. |
11:15 |
Кого они прежде, как отверженного, отреклись с ругательством, Тому в последствие событий удивлялись, потерпев неодинаковую с праведными жажду. |
11:16 |
А за неразумные помышления их неправды, по которым они в заблуждении служили бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам, Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных, |
11:17 |
чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается. |
11:18 |
Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов, |
11:19 |
или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма, или бросающих из глаз ужасные искры, |
11:20 |
которые не только повреждением могли истребить их, но и ужасающим видом погубить. |
11:21 |
Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом. |
11:22 |
Ибо великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостанет силе мышцы Твоей? |
11:23 |
Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю. |
11:24 |
Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. |
11:25 |
Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. |
11:26 |
И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? |
11:27 |
Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи. |
| Глава 12 |
12:1 |
Нетленный Твой дух пребывает во всем. |
12:2 |
Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. |
12:3 |
Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, |
12:4 |
совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, |
12:5 |
и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, |
12:6 |
и родителями, убивавшими беспомощные души, - Ты восхотел погубить их руками отцов наших, |
12:7 |
дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. |
12:8 |
Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. |
12:9 |
Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; |
12:10 |
но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. |
12:11 |
Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. |
12:12 |
Ибо кто скажет: "что Ты сделал?"- или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? |
12:13 |
Ибо, кроме, Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. |
12:14 |
Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. |
12:15 |
Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. |
12:16 |
Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех. |
12:17 |
Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость; |
12:18 |
но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле. |
12:19 |
Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаяния во грехах. |
12:20 |
Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла, |
12:21 |
то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих, которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований! |
12:22 |
Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости и, когда бываем судимы, ожидали помилования. |
12:23 |
Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями, |
12:24 |
ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения, обманываясь, подобно неразумным детям, и почитая за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными. |
12:25 |
Посему, как неразумным детям, в посмеяние послал Ты им и наказание. |
12:26 |
Но, не вразумившись обличительным посмеянием, они испытывали заслуженный суд Божий. |
12:27 |
Ибо, что они сами терпели с досадою, то же увидев на тех, которых считали богами и чрез которых были наказываемы, они познали Бога истинного, Которого прежде отрекались знать; |
12:28 |
посему и пришло на них окончательное осуждение. |
| Глава 13 |
13:1 |
Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, |
13:2 |
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. |
13:3 |
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. |
13:4 |
А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; |
13:5 |
ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. |
13:6 |
Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: |
13:7 |
потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. |
13:8 |
Но и они неизвинительны: |
13:9 |
если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его? |
13:10 |
Но более жалки те, и надежды их - на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. |
13:11 |
Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни, |
13:12 |
а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился; |
13:13 |
один же из обрезков, ни к чему не годный, дерево кривое и сучковатое, взяв, старательно округлил на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека, |
13:14 |
или сделал подобным какому-нибудь низкому животному, намазал суриком и покрыл краскою поверхность его, и закрасил в нем всякий недостаток, |
13:15 |
и, устроив для него достойное его место, повесил его на стене, укрепив железом. |
13:16 |
Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился, зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи. |
13:17 |
Молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному, |
13:18 |
и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии - не могущее ступить, |
13:19 |
о прибытке, о ремесле и об успехе рук - совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное. |
| Глава 14 |
14:1 |
Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; |
14:2 |
ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, |
14:3 |
но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, |
14:4 |
показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. |
14:5 |
Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье. |
14:6 |
Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. |
14:7 |
Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! |
14:8 |
А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его - за то, что сделал; а это тленное названо богом. |
14:9 |
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; |
14:10 |
и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. |
14:11 |
Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных. |
14:12 |
Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни. |
14:13 |
Не было их вначале, и не вовеки они будут. |
14:14 |
Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. |
14:15 |
Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. |
14:16 |
Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. |
14:17 |
Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. |
14:18 |
К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, |
14:19 |
ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; |
14:20 |
а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством. |
14:21 |
И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. |
14:22 |
Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. |
14:23 |
Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, |
14:24 |
они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. |
14:25 |
Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, |
14:26 |
забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. |
14:27 |
Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла, |
14:28 |
ибо они или, веселясь, неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. |
14:29 |
Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. |
14:30 |
Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. |
14:31 |
Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных. |
| Глава 15 |
15:1 |
Но Ты, Бог наш, благ и истинен, долготерпив и управляешь всем милостиво. |
15:2 |
Если мы и согрешаем, мы - Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими. |
15:3 |
Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою -корень бессмертия. |
15:4 |
Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещренные различными красками, |
15:5 |
взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа. |
15:6 |
И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд. |
15:7 |
Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник. |
15:8 |
И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. |
15:9 |
Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости. |
15:10 |
Сердце его - пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи; |
15:11 |
ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни. |
15:12 |
Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла. |
15:13 |
Впрочем такой более всех знает, что он грешит, делая из земляного вещества бренные сосуды и изваяния. |
15:14 |
Самые же неразумные из всех и беднее умом самых младенцев - враги народа Твоего, угнетающие его, |
15:15 |
потому что они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления ни глаз для зрения, ни ноздрей для привлечения воздуха, ни ушей для слышания, ни перстов рук для осязания и которых ноги негодны для хождения. |
15:16 |
Хотя человек сделал их, и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам. |
15:17 |
Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое, поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те - никогда. |
15:18 |
Притом они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех. |
15:19 |
Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его. |
| Глава 16 |
16:1 |
Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных и терзаемы множеством чудовищ. |
16:2 |
Вместо такого наказания Ты благодетельствовал народу Твоему: в удовлетворение прихоти их Ты приготовил им в насыщение необычайную пищу - перепелов, |
16:3 |
дабы те, мучимые голодом, по отвратительному виду насланных гадов, отказывали и необходимому позыву на пищу, а эти, кратковременно потерпев недостаток, вкусили необычайной пищи. |
16:4 |
Ибо тех притеснителей должен был постигнуть неотвратимый недостаток, а этим только нужно было показать, как мучились враги их. |
16:5 |
И тогда, как постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца. |
16:6 |
Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, |
16:7 |
ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех. |
16:8 |
И этим Ты показал врагам нашим, что Ты - избавляющий от всякого зла: |
16:9 |
ибо их убивали уязвления саранчи и мух, и не нашлось врачевства для души их, потому что они достойны были мучения от сих. |
16:10 |
А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их. |
16:11 |
Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих, но скоро были и исцеляемы, дабы, впав в глубокое забвение оных, не лишились Твоего благодеяния. |
16:12 |
Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово. |
16:13 |
Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь. |
16:14 |
Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души. |
16:15 |
А Твоей руки невозможно избежать, |
16:16 |
ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем. |
16:17 |
Но самое чудное было то, что огонь сильнее оказывал действие в воде, все погашающей, ибо самый мир есть поборник за праведных. |
16:18 |
Иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животных, посланных на нечестивых, и чтобы они, видя это, познали, что преследуются судом Божиим. |
16:19 |
А иногда и среди воды жгло сильнее огня, дабы истребить произведения земли неправедной. |
16:20 |
Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. |
16:21 |
Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого. |
16:22 |
А снег и лед выдерживали огонь и не таяли, дабы они знали, что огонь, горящий в граде и блистающий в дождях, истреблял плоды врагов. |
16:23 |
Но тот же огонь, дабы напитались праведные, терял свою силу. |
16:24 |
Ибо тварь, служа Тебе, Творцу, устремляется к наказанию нечестивых и утихает для благодеяния верующим в Тебя. |
16:25 |
Посему и тогда она, изменяясь во всё, повиновалась Твоей благодати, питающей всех, по желанию нуждающихся, |
16:26 |
дабы сыны Твои, которых Ты, Господи, возлюбил, познали, что не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя. |
16:27 |
Ибо неповреждаемое огнем, будучи согреваемо слабым солнечным лучом, тотчас растаявало, |
16:28 |
дабы известно было, что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света. |
16:29 |
Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода. |
| Глава 17 |
17:1 |
Велики и непостижимы суды Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение. |
17:2 |
Ибо беззаконные, которые задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи, затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла. |
17:3 |
Думая укрыться в тайных грехах, они, под темным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и смущаемые призраками, |
17:4 |
ибо и самое потаенное место, заключавшее их, не спасало их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись свирепые чудовища со страшными лицами. |
17:5 |
И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звезд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. |
17:6 |
Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого - призрака, представляли себе видимое еще худшим. |
17:7 |
Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, |
17:8 |
ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью. |
17:9 |
И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, |
17:10 |
ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. |
17:11 |
Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. |
17:12 |
Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. |
17:13 |
И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, |
17:14 |
то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. |
17:15 |
Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. |
17:16 |
Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, |
17:17 |
ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы. Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, |
17:18 |
или незримое бегание скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из горных углублений эхо, все это, ужасая их, повергало в расслабление. |
17:19 |
Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; |
17:20 |
а над ними одними была распростерта тяжелая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы. |
| Глава 18 |
18:1 |
А для святых Твоих был величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их блаженными, потому что они не страдали. |
18:2 |
А за то, что, быв прежде обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том, что заставляли переносить их. |
18:3 |
Вместо того, Ты дал им указателем на незнакомом пути огнесветлый столп, а для благополучного странствования - безвредное солнце. |
18:4 |
Ибо те достойны были лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона. |
18:5 |
Когда определили они избить детей святых, хотя одного сына, покинутого и спасли, в наказание за то Ты отнял множество их детей и самих всех погубил в сильной воде. |
18:6 |
Та ночь была предвозвещена отцам нашим, дабы они, твердо зная обетования, каким верили, были благодушны. |
18:7 |
И народ Твой ожидал как спасения праведных, так и погибели врагов, |
18:8 |
ибо, чем Ты наказывал врагов, тем самым возвеличил нас, которых Ты призвал. |
18:9 |
Святые дети добрых тайно совершали жертвоприношение и единомысленно постановили божественным законом, чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях, когда отцы уже воспевали хвалы. |
18:10 |
С противной же стороны отдавался нестройный крик врагов, и разносился жалобный вопль над оплакиваемыми детьми. |
18:11 |
Одинаковым судом был наказан раб с господином, и простолюдин терпел одно и то же с царем: |
18:12 |
все вообще имели бесчисленных мертвецов, умерших одинаковою смертью; и живых недоставало для погребения, так как в одно мгновение погублено было все драгоценнейшее их поколение. |
18:13 |
И не верившие ничему ради чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий, |
18:14 |
ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, |
18:15 |
сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. |
18:16 |
Оно несло острый меч - неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле. |
18:17 |
Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы; |
18:18 |
и, будучи поражаем - один там, другой тут, полумертвый объявлял причину, по которой он умирал: |
18:19 |
ибо встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы они не погибли, не зная того, за что терпят зло. |
18:20 |
Хотя искушение смерти коснулось и праведных, и много их погибло в пустыне, но недолго продолжался этот гнев, |
18:21 |
ибо непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения, молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Твой. |
18:22 |
Он победил истребителя не силою телесною и не действием оружия, но словом покорил наказывавшего, воспомянув клятвы и заветы отцов. |
18:23 |
Ибо, когда уже грудами лежали мертвые одни на других, он, став в средине, остановил гнев и пресек ему путь к живым. |
18:24 |
На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое - на диадиме головы его. |
18:25 |
Этому уступил истребитель, и этого убоялся: ибо довольно было одного этого испытания гневного. |
| Глава 19 |
19:1 |
А над нечестивыми до конца тяготел немилостивый гнев, ибо Он предвидел и будущие их дела, |
19:2 |
что они, позволив им отправиться и с поспешностью выслав их, раскаются и погонятся за ними, |
19:3 |
ибо, еще имея в руках печали и рыдая над гробами мертвых, они возымели другой безумный помысл, и тех, кого с мольбою высылали, преследовали, как беглецов. |
19:4 |
Влекла же их к тому концу судьба, которой они были достойны, и она навела забвение о случившемся, дабы они восполнили наказание, недостававшее к их мучениям, |
19:5 |
и дабы народ Твой совершил славное путешествие, а они нашли себе необычайную смерть. |
19:6 |
Ибо вся тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь особым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми. |
19:7 |
Явилось облако, осеняющее стан, а где стояла прежде вода, показалась сухая земля, из Чермного моря - беспрепятственный путь, и из бурной пучины - зеленая долина. |
19:8 |
Покрываемые Твоею рукою, они прошли по ней всем народом, видя дивные чудеса. |
19:9 |
Они паслись, как кони, и играли, как агнцы, славя Тебя, Господи, Избавителя их, |
19:10 |
ибо они еще помнили о том, что случилось во время пребывания их там, как земля вместо рождения других животных произвела скнипов и река вместо рыб извергла множество жаб. |
19:11 |
А после они увидели и новый род птиц, когда, увлекшись пожеланием, просили приятной пищи, |
19:12 |
ибо в утешение им налетели с моря перепелы, а грешных постигли наказания не без знамений, бывших силою молний. Они справедливо страдали за свою злобу, |
19:13 |
ибо они более сильную питали ненависть к чужеземцам: иные не принимали незнаемых странников, а эти порабощали благодетельных пришельцев. |
19:14 |
И мало этого, но еще будет суд на них за то, что те враждебно принимали чужих, |
19:15 |
а эти, с радостью приняв, потом уже пользовавшихся одинаковыми правами стали угнетать ужасными работами. |
19:16 |
Посему они поражены были слепотою, как те некогда при дверях праведника, когда, будучи объяты густою тьмою, искали каждый входа в его двери |
19:17 |
Самые стихии изменились, как в арфе звуки изменяют свой характер, всегда оставаясь теми же звуками; это можно усмотреть чрез тщательное наблюдение бывшего. |
19:18 |
Ибо земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю. |
19:19 |
Огонь в воде удерживал свою силу, а вода теряла угашающее свое свойство; |
19:20 |
пламя, наоборот, не вредило телам бродящих удоборазрушимых животных, и не таял легко растаявающий снеговидный род небесной пищи. |
19:21 |
Так, Господи, Ты во всем возвеличил и прославил народ Твой, и не оставлял его, но во всякое время и на всяком месте пребывал с ним. |