на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 11
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

     От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: Огонь Я пришел низвесть на землю (Лк. 12, 49), а другой - огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот. у тебя нет чистоты сердца - это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, - перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Апок. 3,21).
III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ТЕРПЕНИЯ И ПРОЩЕНИЯ ОБИД, СМИРЕНИЯ, МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЧЕГО. ВЗГЛЯД НА БОГАТСТВО .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909

     Господь хочет, чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости, как колос хлебный, или процветал и благоухал пред Богом всякою добродетелью духовною, как прекрасный цвет полей и долин. Вот твое назначение, человек. Но вместе с тем Господь хочет, чтобы ты избегал всякого зловония греховного чрез покаяние и слезы, воздержание и бодрствование всегдашнее над собою, чрез борьбу с помыслами и греховными наклонностями и страстями, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11, 12).
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ХРИСТИАНИНА ПЕРЕД БОГОМ. СТРАШНЫЙ СУД. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОГО СОВЕРШЕНИЯ СОБСТВЕННОГО СПАСЕНИЯ ПО ПРИМЕРУ СВЯТЫХ. МОЛИТВА И ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.
ГЛУБОКАЯ СКОРБЬ И СОКРУШЕНИЕ О ГРЕХЕ.Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ. Общество Свт.Василия Великого "Паломник" - Москва - 1997
     Душа наша, как существо духовное, деятельное, не может оставаться праздно: или она делает добро, или зло, что-либо из двух: или в ней растет пшеница, или плевелы. Но как всякое добро от Бога, а средство получать всякое благо от Бога есть молитва, то молящиеся усердно, из глубины души, искренно, получают от Господа благодать к деланию добра, и прежде всего благодать веры, а те, которые не молятся, естественно остаются без дарований духовных, добровольно лишая себя их по своей небрежности и охлаждению духовному; и как в сердцах усердно молящихся и работающих Господу растет пшеница добрых помышлений, расположений, намерений и дел, так в сердцах немолящихся растут плевелы всякого зла и заглушают малое количество добра, которое в них осталось от благодати крещения, миропомазания, потом покаяния и причащения. Поэтому весьма тщательно нужно смотреть за нивою сердца своего, чтобы не росли в нем плевелы зла, лености, неги, роскоши, безверия, любостяжания, скупости, зависти, ненависти и проч., - ежедневно полоть ниву сердца своего, по крайней мере, на вечерней и утренней молитве, освежать ее спасительными вздохами и слезами, как дождем ранним и поздним. Кроме того, всеми мерами нужно внедрять в ниву сердца своего семена добродетелей - веры, надежды на Бога, любви к Богу и ближнему, удобрять и оплодотворять ее молитвою, терпением, добрыми делами и ни на час не оставаться в совершенной праздности и бездействии, ибо во времена праздности и бездействия враг усердно сеет свои плевелы: спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде [Мф. 13, 25]. Надо помнить притом, что без принуждения, без усилий нельзя делать добрых дел. Царствие Божие после вольного нашего грехопадения уже не иначе берется как силою, и только употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11, 12]. Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни? Кто суживает путь избранных? Кто делает тесными врата? Мир теснит избранных, диавол теснит, плоть теснит: они суживают путь наш к Царствию Небесному.
8.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Говорят: нет охоты, так не молись - лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится [Мф. 11, 12], без самопринуждения к добру не спасешься.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург.1893
     Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется [Мф. 11, 12]. Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная.
ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь..Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     И нужда бедных настойчива в требовании, иногда нахальна, и страсти наши так же упорны и настойчивы, дерзки и нахальны, напр., скупость, любостяжание, блуд, злоба, зависть, гордость, татьба, ересь, раскол, суеверие, идолопоклонство. Но будем уступать благоразумно настойчивым просьбам нуждающихся бедных и страждущих; это послужит к нашему спасению и вечному блаженству. Как нищие и страждущие нудят нас к состраданию, так взаимно будем понуждать себя и мы к милостыне; будем нудить себя к добру, пока есть время, как нудит нас непрестанно грех к тому, чтобы мы непрестанно согрешали и прогневляли Бога и сами для себя умножали пищу огня геенского, начинающего уже здесь помале возгораться в сердцах наших и предпоказующего нам вечный пламень, в нем же плач вечный и скрежет зубов. Царствие Небесное силою берется, и усильные искатели восхищают его [Мф. 11, 12]. И в геенну враг хочет силою восхитить и вовлечь всех неосторожных, неверующих и нераскаянных и пристрастных к здешним благам.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю, прямо, доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Св. Писании, что Царствие Небесное нудится, что нуждницы восхищают е [Мф. 11, 12]! А как не принуждать, особенно мальчиков, к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?
5.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     О понуждении себя ко всякому добру. - Царство Небесное, сказано, нудится, и нуждницы восхищают е [Мф. 11, 12]. Поэтому нужно постоянно принуждать себя к истине и добру; на молитве нужно во всякое мгновение принуждать себя выговаривать каждое слово с силою, истинно, от сердца; в случае же оплошности, невнимания к своему сердцу, принуждения себя к искренности, молитва будет лицемерная, ложная, богопротивная; нужно убедительно для себя самого говорить слова молитвы. Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога, а без убеждения себя не думай твоею молитвою убедить Бога даровать тебе какое-либо благо. Бог дает по сердцу нашему [Пс. 19, 5]: чем больше искренности, сердечного жару в молитве, тем щедрее дар.
6.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     Многие люди молятся лицемерно, и их лицемерная молитва вошла у них в привычку; они сами даже не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине, так что если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, - так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя, ибо Царствие Небесное, сказано, нудится [Мф. 11, 12], - он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, так как это гораздо легче; и наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много. Господь говорит об них: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8 (Исаии 29, 13)]. Что сказано о молитве, то следует сказать и о причащении святых, бессмертных и животворящих Таин. Часто сначала человек причащается с живою верою, с чувством любви и благоговения, а потом, при непрестанном противодействии плоти и диавола истине Божией, уступает им победу над собою и причащается лицемерно, не Тела и Крови, но, по его мыслям сердечным, хлеба и вина. Существо Таин дух и живот [Иоан. 6, 63], как сказал Спаситель, не вмещается [Иоан. 8, 37] в нем; он внутренне окрадывается сатаною. Сохрани Боже всех от такого причащения, от такой хулы на Господа! Это же бывает и с таинством покаяния.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893

     125. Для чего нужна продолжительная молитва? Для того, чтобы продолжительностью усердной молитвы разогреть наши хладные в продолжительной суете закаленные сердца. Ибо странно думать, тем более требовать, чтобы заматоревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотой веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд и труд, время и время. Царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Не скоро царствие Божие приходит в сердце, когда от него так усердно люди бегают. Сам Господь изъявляет волю Свою, чтобы мы молились не кратко, когда представляет в пример вдову, надолзе ходившую к судье и утруждавшую его просьбами своими (Лк. 18, 2-6). Господь то, Отец то наш небесный знает прежде прошения нашего, чего мы требуем (Мф. 6, 8), в чем нуждаемся, да мы-то не знаем Его, как бы следовало, суете-то мирской мы очень преданы, а не Отцу небесному; вот Он по премудрости и милосердию Своему и обращает нужды наши в предлог к обращению нас к нему. Обратитесь, заблуждающиеся чада Мои, хотя теперь, ко Мне. Отцу вашему, всем сердцем своим, если прежде были далеки от Меня, хоть теперь разогрейте верою и любовию сердца свои ко Мне, бывшие прежде хладными.

XIII. О преодолении плоти в молитве.Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В МИРЕ МОЛИТВЫ.Санкт-Петербург.1991 год
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"      Отчего Царствие Божие, царство мира и радо­сти, нудится, и только нуждницы восхищают е? (Мф. 11, 12.) Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и ко­торое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить н нас свое царство, царство греха, порока, смущения, скорби и тесноты. — Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.182]

"      Царство Небесное нудится, и нуждницы вос­хищают е (Мф. 11, 12). Эти слова надобно отно­сить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Свя­тые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, пото­му что все, еже не от веры, грех есть (Рим. 14, 23). Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим Тайнам, ко всем молитвам, к доб­рым мыслям, желаниям и поступкам. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.185]

"      Верно слово Спасителя, что Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12). Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. — Сердце наше — источник зла, по словам Спасителя." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.196]

"      Царство Божие нудится (Мф. 11, 12). Это зна­чит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.291]

"     Душа наша, как существо духовное, деятельное, не может оставаться праздно: или она делает добро, или зло, что-либо из двух: или в ней растет пшеница, или плевелы. Но как всякое добро от Бога, а средство получать всякое благо от Бога есть молитва, то молящиеся усердно, из глубины души, искренно, получают от Господа благодать к деланию добра, и прежде всего благодать веры, а те, которые не молятся, естественно остаются без дарований духовных, добровольно лишая себя их по своей небрежности и охлаждению духовному; и как в сердцах усердно молящихся и работающих Господу растет пшеница добрых помышлений, расположений, намерений и дел, так в сердцах немолящихся растут плевелы всякого зла и заглушают малое количество добра, которое в них осталось от благодати крещения, миропомазания, потом покаяния и причащения. Поэтому весьма тщательно нужно смотреть за нивою сердца своего, чтобы не росли в нем плевелы зла, лености, неги, роскоши, безверия, любостяжания, скупости, зависти, ненависти и проч., - ежедневно полоть ниву сердца своего, по крайней мере, на вечерней и утренней молитве, освежать ее спасительными вздохами и слезами, как дождем ранним и поздним. Кроме того, всеми мерами нужно внедрять в ниву сердца своего семена добродетелей - веры, надежды на Бога, любви к Богу и ближнему, удобрять и оплодотворять ее молитвою, терпением, добрыми делами и ни на час не оставаться в совершенной праздности и бездействии, ибо во времена праздности и бездействия враг усердно сеет свои плевелы: спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде [Мф. 13, 25]. Надо помнить притом, что без принуждения, без усилий нельзя делать добрых дел. Царствие Божие после вольного нашего грехопадения уже не иначе берется как силою, и только употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11, 12]. Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни? Кто суживает путь избранных? Кто делает тесными врата? Мир теснит избранных, диавол теснит, плоть теснит: они суживают путь наш к Царствию Небесному." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.146]

"     Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве Слова Божия. Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой [Быт. 3, 19]. Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа [в Великий Вторник на утр. конд. гл. 2-й.], - поет Церковь. Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его [Мф, 11, 12], говорит Господь и Спаситель наш. " [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.162]

"     Говорят: нет охоты, так не молись - лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится [Мф. 11, 12], без самопринуждения к добру не спасешься." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.228]

"     Царствие Небесное силою берется, и усиленные искатели восхищают его [Мф. 11, 12]. Если не употреблять ежедневно усилий к побеждению борющих нас страстей и к стяжанию Царствия Божия в сердце, то страсти тираннически, насильно будут овладевать нами, вторгаться, подобно разбойникам, в нашу душу; пристрастие к земным вещам будет пропорционально усиливаться, а вера в небесные блага и любовь к ним ослабевать все больше и больше, любовь к Богу и ближнему - тоже; мир сердечный, спокойствие совести будут все реже и реже; надо подвизаться в деле спасения души, коего нет ничего дороже на свете; земное считать все за сор или за призрак, сновидение, а все небесное, наипаче Самого Господа, - за самую истину, вечную, блаженнейшую, неизменяемую. " [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.253]

"     Многие люди молятся лицемерно, и их лицемерная молитва вошла у них в привычку; они сами даже не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине, так что если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, - так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя, ибо Царствие Небесное, сказано, нудится [Мф. 11, 12], - он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, так как это гораздо легче; и наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много. Господь говорит об них: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8 (Исаии 29, 13)]. Что сказано о молитве, то следует сказать и о причащении святых, бессмертных и животворящих Таин. Часто сначала человек причащается с живою верою, с чувством любви и благоговения, а потом, при непрестанном противодействии плоти и диавола истине Божией, уступает им победу над собою и причащается лицемерно, не Тела и Крови, но, по его мыслям сердечным, хлеба и вина. Существо Таин дух и живот [Иоан. 6, 63], как сказал Спаситель, не вмещается [Иоан. 8, 37] в нем; он внутренне окрадывается сатаною. Сохрани Боже всех от такого причащения, от такой хулы на Господа! Это же бывает и с таинством покаяния." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.406]

"     И нужда бедных настойчива в требовании, иногда нахальна, и страсти наши так же упорны и настойчивы, дерзки и нахальны, напр., скупость, любостяжание, блуд, злоба, зависть, гордость, татьба, ересь, раскол, суеверие, идолопоклонство. Но будем уступать благоразумно настойчивым просьбам нуждающихся бедных и страждущих; это послужит к нашему спасению и вечному блаженству. Как нищие и страждущие нудят нас к состраданию, так взаимно будем понуждать себя и мы к милостыне; будем нудить себя к добру, пока есть время, как нудит нас непрестанно грех к тому, чтобы мы непрестанно согрешали и прогневляли Бога и сами для себя умножали пищу огня геенского, начинающего уже здесь помале возгораться в сердцах наших и предпоказующего нам вечный пламень, в нем же плач вечный и скрежет зубов. Царствие Небесное силою берется, и усильные искатели восхищают его [Мф. 11, 12]. И в геенну враг хочет силою восхитить и вовлечь всех неосторожных, неверующих и нераскаянных и пристрастных к здешним благам." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.353]

"     О понуждении себя ко всякому добру. - Царство Небесное, сказано, нудится, и нуждницы восхищают е [Мф. 11, 12]. Поэтому нужно постоянно принуждать себя к истине и добру; на молитве нужно во всякое мгновение принуждать себя выговаривать каждое слово с силою, истинно, от сердца; в случае же оплошности, невнимания к своему сердцу, принуждения себя к искренности, молитва будет лицемерная, ложная, богопротивная; нужно убедительно для себя самого говорить слова молитвы. Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога, а без убеждения себя не думай твоею молитвою убедить Бога даровать тебе какое-либо благо. Бог дает по сердцу нашему [Пс. 19, 5]: чем больше искренности, сердечного жару в молитве, тем щедрее дар." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.388]

"     Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется [Мф. 11, 12]. Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.307]

"     Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю, прямо, доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Св. Писании, что Царствие Небесное нудится, что нуждницы восхищают е [Мф. 11, 12]! А как не принуждать, особенно мальчиков, к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?" [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.378]

"      12 июля. Суббота. Благодарю Господа за слово, произнесенное мною в церкви, предметом коего было слово «суббота» и почему, установлен день субботы в Ветхом Завете и в Новом Завете? Что значит покой, или субботство, предоставленное Богом для людей, повинующихся Ему? — Чтобы удостоиться вечного покоя праведных, нужно здесь трудиться всем ради Царствия Божия, нужно непрестанное покаяние, молитва, воздержание, милостыня, терпение; под лежачий камень вода не течет, нужно подвизаться: Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают (восхищают) его (Ср.: Мф. 11, 12). Нужно взорать * (вспахать церк.-слав.). землю сердечную и вырвать все корни страстей и вредных привычек и насадить на сем пшеницу добродетели (См.: Мф. 13, 24-30)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908, май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.26]

"     От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: Огонь Я пришел низвесть на землю (Лк. 12, 49), а другой - огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот. у тебя нет чистоты сердца - это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, - перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Апок. 3,21)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., c.72]

"     Господь хочет, чтобы ты духовно возрастал и достигал зрелости, как колос хлебный, или процветал и благоухал пред Богом всякою добродетелью духовною, как прекрасный цвет полей и долин. Вот твое назначение, человек. Но вместе с тем Господь хочет, чтобы ты избегал всякого зловония греховного чрез покаяние и слезы, воздержание и бодрствование всегдашнее над собою, чрез борьбу с помыслами и греховными наклонностями и страстями, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11, 12)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., c.114]

"      Пожалуй и трудно, но какое же доброе дело и дается без труда? А с другой стороны, ведь в труде-то и спасение наше, ведь «Царствие Божие нудится» (Мф. 11, 12), т.е. самопринуждением, силою, старанием берется, и только усиленные искатели достигают его. Потребна молитва." [Беседы Протоиерея Иоанна Кронштадтского с Игуменией Таисией, настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря. Издание Леушинского Подворья, Санкт-Петербург, 2002 г., 96 стр.,с.10]

     Когда просишь Бога даровать тебе какое-либо благо, особенно духовное, например, веру живую, любовь к Богу и ближним, кротость и смирение, беспристрастие к земным вещам, то ты не иначе должен надеяться получить от Него эти дары, как сам, употребляя все свое старание и усилие, — стя­жать эти добродетели: потому что ты одарен разу­мом и свободою и тебе даны самому силы успевать в добре с помощию Божественной благодати. Без­рассудно было бы надеяться получить от Бога вдруг какую-либо высокую добродетель, положим, хотя твердую веру, без всяких с нашей стороны усилий приобресть ее усердною молитвою и ревностным очищением сердца своего от привязанностей зем­ных. — Напрасно будет питать надежду на усерд­ную и теплую молитву пред Богом тот, кто не бу­дет трудиться в молитве рано и поздно и не претер­пит искушений, от Бога посылаемых для того, что­бы испытать искренность и твердость нашей молит­вы. Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр., с.404]

    Итак, братия и сестры, во славу преобразивше­гося на Фаворе Господа, призвав в помощь бла­годать Его, приступим с сегодняшнего же дня к преобразованию своих сердечных расположений и своей суетной жизни. Да не устрашает никого трудность этого преобразования. Благодать Бо-жия всесильна будем неотступно просить ее у Бога; скажем: Господи! Без Тебя мы не можем творити ничесоже (ср.: Ин. 15, 5); Сам исправи стопы наши (ср.: Пс. 39, 3) к деланию заповедей Твоих. Не забудем, что Царствие Небесное уси­лиями приобретается, и только употребляю­щие усилие искатели приобретают его, по сло­вам Самого Господа (ср.: Мф. 11, 12). Маловер пусть трудится над приобретением веры, читая усердно Слово Божие и жития святых; хладный в любви к Богу и ближнему да просит у Бога любви, ибо всяк дар совершен, тем более — со­вершеннейший дар любви — свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17), — и пусть упраж­няется в любви; гордец и высокомерный да отло­жит гордость и высокомерие свое и всем сердцем да прилежит смирению; злой и презорливый да отложит злобу и презорство свое и да взирает на всех и каждого с почтением и любовью; завист­ливый да оставит зависть свою; скупой -- ску­пость свою; ленивый и нерадивый леность и нерадение свое, праздный -- праздные занятия свои, сребролюбивый сребролюбие свое; пья­ница пьянство; чревоугодник — чревоугодие свое; тать — татьбу свою; любодей -- любодея-”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,c.218]

     Итак, свойство и характер здешней жизни есть непрестанный подвиг и война с самим собою, своими страстями и всякими порочны­ми наклонностями, очищение себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), восстанов­ление в себе падшего образа Божия. Царствие Небесное силою приобретается, говорит Гос­подь, и усильные искатели приобретают его (ср.: Мф. 11, 12).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.394]

     Многие люди молятся лицемерно, и их лице­мерная молитва вошла у них в привычку, так что они и сами не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине (Ср.: Ин. 4, 23, 24); и если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, по их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя: Царствие Небесное, сказано, нудится (Мф. 11, 12), — он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, ибо это гораздо легче, а потом наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится толь­ко устами, не доводя до сердца силы слов молитвен­ных. Таких людей очень много. Господь говорит об них: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут <Мя>: сердце же их далече отсто­ит от Мене (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13).“[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.205]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.