возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
С вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Так, Владыко, Ты с нами - во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем! Ты с нами особенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душою, - и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господам (1 Кор. 6, 17). Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
С вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28, 20]. Так, Владыко, Ты с нами - во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душою - и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем [1 Кор. 6, 17]. Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Правда, часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Тайнах только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно; Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам - всей твари; для Себя ли Ты, везде Сый и вся исполняяй, не сотворишь плоти? Какой ваятель, делая изваяния для других, не в состоянии сделать его для себя? Мало того, Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного. Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искуситься паче, еже может она понести [1 Кор. 10, 1], не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое называется кровию гроздовою в Св. Писании [Сирах. 50, 17]), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. Будем же твердо верить, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой, что в таинстве причащения Господь пребудет с нами во вся дни до скончания века [Мф. 28, 20].
Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобою и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы - диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Гнев человека - страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20].
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
"Спокойствие
душевное, мир, сладость сердца есть благодать Иисуса Христа. Приидите ко
Мне... и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко
кроток есмъ и смирен сердцем (Научитесь от Мене кротости и смирению): и
обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28—29)."[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга
вторая.Издательство «Отчий Дом».
Москва.2002, 496 стр.,c.206]
"Христос — покой нашего сердца, нашей души, не только после
смерти, но и при жизни: Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Сладкие опыты в
этой жизни — свидетельства также. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496
стр.,c.223]
"Кротость и смирение должны быть соединены во всяком рабе
Христовом, как и в Самом Христе: ...кроток есмъ и смирен сердцем (Мф.
11, 29); молитва и пост должны быть так же соединены. Молитва цветет тогда,
когда мы постимся духовно и телесно."[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496
стр.,c. 181]
" Когда молишься, внимай себе, чтобы
внутренний человек твой молился, а не внешний только. Хотя без меры грешен, а
все молись. На диавольское разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а
преодолевай и побеждай его козни. Помни пучину человеколюбия и милосердия
Спасова. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым,
отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя,
исполненные для нас всякого упования и дерзновения: грядущаго ко Мне не
изжену вон [Иоан. 6, 37], и приидите ко Мне вси
труждающиися и обремененнии грехами и беззакониями и диавольскими кознями
и наветами, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]."[Св.
ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО
ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.163]
" Братья! какая цель нашей жизни на земле?
Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после
постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных
дарований, преподаваемых в таинствах, нам опочить по смерти в Боге - покое
нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу раба
Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том
Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко
Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28], - говорит Господь. Вот покойники наши,
христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются.
Чего же скорбеть?" [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.13]
" Истина и спасительность нашей святой веры
ясно открывается из того, что ни одно таинство, ни одна молитва веры не
остаются у нас тщетными, но приносят к нам с неба и являют силу свою в душах
и телах наших, очищают грехи наши, упокоевают души наши, по слову Спаса
нашего: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы
[Мф. 11, 28], избавляют нас от
сердечных скорбей и телесных болезней. Нет, мы никогда тщетно не молимся
Господу нашему, или Пресвятой Богородице, или Ангелам и святым, но получаем
все прошения, яже ко спасению; к нам постоянно нисходят с неба силы исцелений
и многоразличной помощи, Господь наш есть Господь сил многоразличных, на нас
являемых, и Бог наш есть Бог миловати и спасати. Равно и Приснодевственная Матерь
воплотившегося Бога Слова подражает человеколюбию Сына Своего и Бога,
молящеся о нас, не престает и постоянно являет на верующих силы Свои.
Чувствуя непрестанные, всеспасительные силы Богоматери, над нами являемые, мы
взываем Ей: не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати
недостойнии; аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких
бед... или: яви яко присно силу Твою... и обращаемся к Ней во
всякой скорби, нужде и обстоянии. То же сказать надо и об Ангелах и святых:
призываемые нами, они слушают нас и по благодати Божией являют нам
помощь."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный
двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.143]
" Ваша душа ищет истинной жизни, сродной
себе пищи, пищи уму - истины, сердцу - покоя и блаженства, воле - нормального
направления или законности. Ходите в церковь: она всем этим обладает
преизобильно. Она столп и утверждение истины [1 Тим. 3, 15], потому что в ней слово
Божие, показующее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение
человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез
Спасителя человеков, средства ко спасению, веру, надежду и любовь. Она
доставляет нам покой и блаженство чрез свое Богослужение и особенно таинства,
она взывает: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы
[Мф. 11, 28]; она научает нас истинному пути, которому
должна неуклонно следовать наша воля и который приведет нас к вечной жизни:
это путь заповедей Божиих." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.344]
" Отца, Сына и Святого Духа - Бога в Троице
прославляют все Его создания: ангельские соборы, возглашающие немолчно
Трисвятую песнь, и Св. Церковь Христова, св. Апостолы, мученики, святители,
преподобные, праведные и все святые, весь мир видимый, все живущие ныне
истинные христиане - весь мир. Истина троичности Божества, как бы воздух,
который окружает нас со всех сторон, которым мы дышим и коим проникнуты
всецело. Можно ли после этого сомневаться в Божестве Сына или Духа Божия?
Сколько мы видим дел, совершающихся во имя Отца и Сына и Святого Духа?
Сколько сил Духа Божия мы на себе испытали и испытываем? Дух Святый есть
духовный воздух разумных существ. Что воздух для физических тел, то Святый
Дух - для разумных и свободных существ. Он их наполняет, оживляет, освящает,
умудряет, укрепляет; Сын Божий есть для нас путь, истина, жизнь [Иоан. 14, 6], покой, (упокою вы) [Мф. 11, 28], радость (узрю вы, и
возрадуется сердце ваше) [Иоан. 16, 22]. Мы это сами на себе
испытали и испытываем. Кого же после этого будем мы слушать внушающего
противное? Внутренние ли шептания злого духа, этого мрачного, дышащего ложью,
злобою, унынием, теснотою и огнем, который как дым, как прах исчезает от
имени и креста Господня? Этого ли мечтателя будем слушать и возмущаться от
его козней? Да будет известно тебе твердо, что он есть чистое отрицание
истины. Аще реку, яко не вем Его (Отца), буду подобен вам лож. Но
Аз вем Его [Иоан. 8, 55]. Уже то одно, что он всегда убивает душу,
доказывает, что он - ложь, смерть, а не истина, не жизнь. Мы знаем одного
виновника смерти - диавола. Аминь." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.376]
" Отчего иногда человек вдруг приходит в
такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно
говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других,
ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела,
свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце
действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и
дышащие злобою и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого
рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц
исконного самоубийцы - диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская
вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать
в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь
говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Гнев человека - страшное, противоестественное
явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых
маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно
помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20]."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.120]
“По правде Божией нас та же земля,
чрез которую мы впали в грех непослушания, — и наказывает и будет
наказывать до скончания века: чревоугодника всегда наказывают снеди и пития;
блудника — неразлучные с растлением болезни; сребролюбца — сребро; гордеца —
земная поистине и душевная гордость. — Имиже кто согрешает, сими и
мучится (Прем. 11,17). Кроме того тело — это земля — страдая болезнями,
наконец само обращается в землю, из которой взято (Ср.: Быт. 3, 19).
Земледелец в поте лица возделывает землю, коею и из коей произращенный плод
был поводом падения во грех. Посмотрите кругом — и увидите, какой у
человечества тяжкий труд с земным и от земного: кто они все, как не труждающиися
и обремененные (Мф. 11, 28) земными попечениями и делами?”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847
стр.,с.412]
“Знаю наверное, что враг возжигает
во мне страсти; знаю наверное, что он же воспламеняет их и в других — и
именно тогда, когда он обессилен Христом во мне и прогнан от меня, он
возжигает страсти в моих домашних, чтобы чрез них возмутить меня. Если же
так, если я точно знаю, что враг страстями возмущает и палит меня, равно как
и других, то для чего я поддаюсь им, увлекаюсь их потоком, для чего я,
существо разумное и свободное, порабощаюсь от врага бесплотного и, хотя и
нехотя, служу ему; и для чего я возмущаюсь духом и раздражаюсь, когда вижу,
что другие, тоже обладаемые от врага, смущены, взволнованы против меня
несправедливо страстию злобы и ненависти или зависти, ропщут на меня,
злословят и бранят меня? Чем я-то виноват, что сам возмущаюсь и страдаю
духом, когда виноваты другие, а не я? — Потому и возмущаюсь, потому нападает
и на меня враг, что я не постиг совершенно его козней, что еще сам я, человек
самолюбивый и страстный, не научился сам побеждать страстей; не научился быть
кротким и смиренным у Иисуса моего (Ср.: Мф. 11, 29). Нужно принимать
равнодушно всякую брань других; нужно смотреть равнодушным глазом, как на
дело обыкновенное, на все страстные возмущения других, производимые врагом и
собственными страстями каждого, то есть не возмущаться, не упадать духом, не
робеть, но быть покойным, ровным, мужественным и с кротостию вразумлять гневающихся
и злословящих. — Но доколе не научишься быть своим повелителем, дотоле не
будешь хорошо вразумлять и примирять других, дотоле не можешь быть хорошим
повелителем других.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник.
Том III. 1860-1861.Издательство
«Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,c.575]
“Но вот и раб неги и сладострастия. Сей же что? Думает ли он воротиться к
Отцу Небесному? Или еще мучения души и телесные страдания у него не достигли
своего последнего предела? Но зачем ждать того времени, когда уже и душа
совершенно расслабеет от студных дел сладострастия, и тело изнеможет от
постоянных, убивающих его напряжений. Забыл ты, любезный собрат, что душа и тело
не твои, а Божий: потому что, принадлежа Богу всецело, как дело рук Его, мы,
кроме того, искуплены от грехов ценою Крови Сына Божия; забыл, что мы должны прославлять
Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20)?
Далеко ушел ты от Бога; в церковь редко ты заходишь, стыдно тебе являться со
своими нечистотами пред Всесвятого Бога. Очистись и воротись к Отцу
Небесному: худо тебе на стране далекой у жестокого хозяина — твоей позорной
страсти. Поди ко Мне, говорит тебе Отец Небесный и Сын Его возлюбленный: у
Меня хорошо. При-идите ко Мне ecu труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы... иго бо Мое благо, и
бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28, 30). Верно, тебе твоя страсть не дает
ничего в пищу, кроме рожец, яже ядят свиния (Лк. 15, 16); твое удовольствие
болезненное, мнимое, поди ко Мне: у Меня всего довольно, у Меня и наемником
избывают хлебы (ст. 17).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое
Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.50]
“Великое благо, великая добродетель — незлобие пред Богом и людьми: оно
покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были особенно возлюблены и
прославлены Богом за эту добродетель: Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей,
Давид богоотец, царь и пророк, и многие другие; а в Новом Завете бесчисленные
праведники, подражавшие кроткому и смиренному Господу Богу и Спасу нашему
Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: научитеся от Мене, яко
кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).
Итак, не будем слушаться диа-вола, научающего нас питать зло на ближнего, а
будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними, тоже по наущению
врага. Никто да не мыслит зла друг на друга; никто да не увлекается злой
подозрительностью касательно ближнего; ибо это прелесть врага нашего
спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и
насадить демонскую вражду и неприязнь, за поведъ новую даю вам, да любите
друг друга (Ин. 13, 34), и слова апостола Павла: любяй бо друга закон
исполни. Итак, исполнение закона любы есть (Рим. 13, 8, 10).”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство
«Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.58]
“Так, братия, святые угодники Божий,
которым нет числа, зовут и нас следовать за собою в Небесное Отечество, где
сияет вечная слава Бо-жия, — где нет никакой неправды, где — жизнь без
трудов, скорбей и болезней, жизнь бесконечная. Последуем, непременно
последуем за ними, с помощью Божиею: так Бог повелевает. Прии-дите, говорит
Он, ко Мне все труждающиеся в борьбе с грехами и обремененные беззакониями,
— приидите усердным покаянием и добродетелью, и Я упокою вас; возьмите
иго Мое, иго святых заповедей Моих, и научитесь от Меня, ибо Я кроток
и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое
легко есть (ср.: Мф. 11, 28-30), — то есть не так, как иго и бремя грехов
и страстей ваших, которое претяжко, прелестно, бесплодно и гибельно. Будьте
святы, потому что Я свят Господь, Бог ваш (ср.: Лев. 19, 2).
Святой апостол Павел говорит всем нам: мы не имеем здесь пребывающего,
то есть постоянного града, но ищем будущего (ср.: Евр. 13, 14),
которого Строитель и Художник Сам Бог.”[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом».
Москва.2009, 400 стр.,с.167]
“Итак, по учению Спасителя нашего,
мерою наших отношений к другим должна быть правильная любовь наша к самим
себе; как желаем, чтобы поступали с нами люди, так будем поступать и мы с
ними, то есть просто, чистосердечно, кротко, любовно, неподозрительно,
снисходительно, сочувственно, терпеливо. Сам Господь предлагает Себя в
образец нам, на который мы должны непрестанно взирать и, взирая, всегда
поучаться: научитесь от Меня, говорит Он, ибо Я кроток и смирен
сердцем (Мф. 11, 29). Апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со
всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14); еще
он научает: любовь да будет непритворна... Будьте братолюбивы друг к
другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в нуждах
святых, то есть братии христиан, принимайте участие; ревнуйте о
странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не
проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны
между собою; не высоко-мудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о
себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за
себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я
воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если
жаждет, напой его. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Всякая
душа да будет покорна высшим властям (ср.: Рим. 12, 9-21; 13, 1).”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство
«Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.285]