на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 11
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
С вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Так, Владыко, Ты с нами - во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем! Ты с нами особенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душою, - и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господам (1 Кор. 6, 17). Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ. Общество Свт.Василия Великого "Паломник" - Москва - 1997
     С вами есмь во вся дни до скончания века [Мф. 28, 20]. Так, Владыко, Ты с нами - во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душою - и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем [1 Кор. 6, 17]. Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Правда, часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Тайнах только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно; Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам - всей твари; для Себя ли Ты, везде Сый и вся исполняяй, не сотворишь плоти? Какой ваятель, делая изваяния для других, не в состоянии сделать его для себя? Мало того, Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного. Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искуситься паче, еже может она понести [1 Кор. 10, 1], не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое называется кровию гроздовою в Св. Писании [Сирах. 50, 17]), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. Будем же твердо верить, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой, что в таинстве причащения Господь пребудет с нами во вся дни до скончания века [Мф. 28, 20].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобою и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы - диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Гнев человека - страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20].
6.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"      Спокойствие душевное, мир, сладость сердца есть благодать Иисуса Христа. Приидите ко Мне... и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Научитесь от Мене кротости и смирению): и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 28—29)."[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.206]

"      Христос — покой нашего сердца, нашей души, не только после смерти, но и при жизни: Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Сладкие опыты в этой жизни — свидетельства также. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.223]

"      Кротость и смирение должны быть соединены во всяком рабе Христовом, как и в Самом Христе: ...кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29); молитва и пост должны быть так же соединены. Молитва цветет тогда, когда мы постимся духов­но и телесно. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 181]

"     Молитва - златая связь человека - христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом - Источником жизни; от Бога изшла душа, к Богу и да грядет всегда чрез молитву. От молитвы великая польза для молящегося: она упокоевает душу и тело; она упокоевает не только душу самого молящегося (Аз упокою вы) [Мф. 11, 28], но и часто души преставльшихся праотец, отец и братии наших. Видите, как важна молитва!" [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.90]

"     Величайшее дарование Божие, в коем мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныи, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]. И радуйтесь и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.69]

"     Когда молишься, внимай себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не внешний только. Хотя без меры грешен, а все молись. На диавольское разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а преодолевай и побеждай его козни. Помни пучину человеколюбия и милосердия Спасова. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя, исполненные для нас всякого упования и дерзновения: грядущаго ко Мне не изжену вон [Иоан. 6, 37], и приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии грехами и беззакониями и диавольскими кознями и наветами, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.163]

"     Братья! какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в таинствах, нам опочить по смерти в Боге - покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу раба Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28], - говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?" [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.13]

"     Истина и спасительность нашей святой веры ясно открывается из того, что ни одно таинство, ни одна молитва веры не остаются у нас тщетными, но приносят к нам с неба и являют силу свою в душах и телах наших, очищают грехи наши, упокоевают души наши, по слову Спаса нашего: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28], избавляют нас от сердечных скорбей и телесных болезней. Нет, мы никогда тщетно не молимся Господу нашему, или Пресвятой Богородице, или Ангелам и святым, но получаем все прошения, яже ко спасению; к нам постоянно нисходят с неба силы исцелений и многоразличной помощи, Господь наш есть Господь сил многоразличных, на нас являемых, и Бог наш есть Бог миловати и спасати. Равно и Приснодевственная Матерь воплотившегося Бога Слова подражает человеколюбию Сына Своего и Бога, молящеся о нас, не престает и постоянно являет на верующих силы Свои. Чувствуя непрестанные, всеспасительные силы Богоматери, над нами являемые, мы взываем Ей: не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии; аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед... или: яви яко присно силу Твою... и обращаемся к Ней во всякой скорби, нужде и обстоянии. То же сказать надо и об Ангелах и святых: призываемые нами, они слушают нас и по благодати Божией являют нам помощь." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.143]

"     Ваша душа ищет истинной жизни, сродной себе пищи, пищи уму - истины, сердцу - покоя и блаженства, воле - нормального направления или законности. Ходите в церковь: она всем этим обладает преизобильно. Она столп и утверждение истины [1 Тим. 3, 15], потому что в ней слово Божие, показующее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез Спасителя человеков, средства ко спасению, веру, надежду и любовь. Она доставляет нам покой и блаженство чрез свое Богослужение и особенно таинства, она взывает: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]; она научает нас истинному пути, которому должна неуклонно следовать наша воля и который приведет нас к вечной жизни: это путь заповедей Божиих." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.344]

"     Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, - от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28]. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Иоан. 14, 27]. Сколько страстей, столько беспокойства и томления; сколько пристрастий, столько острых стрел, пронзающих сердце, и столько омрачения. Большую часть жизни человек находится в душевном омрачении." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.300]

"     Отца, Сына и Святого Духа - Бога в Троице прославляют все Его создания: ангельские соборы, возглашающие немолчно Трисвятую песнь, и Св. Церковь Христова, св. Апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные и все святые, весь мир видимый, все живущие ныне истинные христиане - весь мир. Истина троичности Божества, как бы воздух, который окружает нас со всех сторон, которым мы дышим и коим проникнуты всецело. Можно ли после этого сомневаться в Божестве Сына или Духа Божия? Сколько мы видим дел, совершающихся во имя Отца и Сына и Святого Духа? Сколько сил Духа Божия мы на себе испытали и испытываем? Дух Святый есть духовный воздух разумных существ. Что воздух для физических тел, то Святый Дух - для разумных и свободных существ. Он их наполняет, оживляет, освящает, умудряет, укрепляет; Сын Божий есть для нас путь, истина, жизнь [Иоан. 14, 6], покой, (упокою вы) [Мф. 11, 28], радость (узрю вы, и возрадуется сердце ваше) [Иоан. 16, 22]. Мы это сами на себе испытали и испытываем. Кого же после этого будем мы слушать внушающего противное? Внутренние ли шептания злого духа, этого мрачного, дышащего ложью, злобою, унынием, теснотою и огнем, который как дым, как прах исчезает от имени и креста Господня? Этого ли мечтателя будем слушать и возмущаться от его козней? Да будет известно тебе твердо, что он есть чистое отрицание истины. Аще реку, яко не вем Его (Отца), буду подобен вам лож. Но Аз вем Его [Иоан. 8, 55]. Уже то одно, что он всегда убивает душу, доказывает, что он - ложь, смерть, а не истина, не жизнь. Мы знаем одного виновника смерти - диавола. Аминь." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.376]

"     Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобою и убийством на всех и все. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы - диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. Гнев человека - страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает [Иак. 1, 20]." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.120]

 

     По правде Божией нас та же земля, чрез кото­рую мы впали в грех непослушания, — и наказы­вает и будет наказывать до скончания века: чре­воугодника всегда наказывают снеди и пития; блудника — неразлучные с растлением болезни; сребролюбца — сребро; гордеца — земная поисти­не и душевная гордость. — Имиже кто согрешает, сими и мучится (Прем. 11,17). Кроме того тело — это земля — страдая болезнями, наконец само об­ращается в землю, из которой взято (Ср.: Быт. 3, 19). Земледелец в поте лица возделывает землю, коею и из коей произращенный плод был поводом падения во грех. Посмотрите кругом — и увиди­те, какой у человечества тяжкий труд с земным и от земного: кто они все, как не труждающиися и обремененные (Мф. 11, 28) земными попечениями и делами?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.412]

     Знаю наверное, что враг возжигает во мне стра­сти; знаю наверное, что он же воспламеняет их и в других — и именно тогда, когда он обессилен Хри­стом во мне и прогнан от меня, он возжигает стра­сти в моих домашних, чтобы чрез них возмутить меня. Если же так, если я точно знаю, что враг страстями возмущает и палит меня, равно как и других, то для чего я поддаюсь им, увлекаюсь их потоком, для чего я, существо разумное и свобод­ное, порабощаюсь от врага бесплотного и, хотя и нехотя, служу ему; и для чего я возмущаюсь ду­хом и раздражаюсь, когда вижу, что другие, тоже обладаемые от врага, смущены, взволнованы про­тив меня несправедливо страстию злобы и ненави­сти или зависти, ропщут на меня, злословят и бра­нят меня? Чем я-то виноват, что сам возмущаюсь и страдаю духом, когда виноваты другие, а не я? — Потому и возмущаюсь, потому нападает и на меня враг, что я не постиг совершенно его козней, что еще сам я, человек самолюбивый и страстный, не научился сам побеждать страстей; не научился быть кротким и смиренным у Иисуса моего (Ср.: Мф. 11, 29). Нужно принимать равнодушно всякую брань других; нужно смотреть равнодушным гла­зом, как на дело обыкновенное, на все страстные воз­мущения других, производимые врагом и собствен­ными страстями каждого, то есть не возмущаться, не упадать духом, не робеть, но быть покойным, ров­ным, мужественным и с кротостию вразумлять гне­вающихся и злословящих. — Но доколе не научишь­ся быть своим повелителем, дотоле не будешь хоро­шо вразумлять и примирять других, дотоле не мо­жешь быть хорошим повелителем других.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,c.575]

     Но вот и раб неги и сладострастия. Сей же что? Думает ли он воротиться к Отцу Не­бесному? Или еще мучения души и телесные страдания у него не достигли своего послед­него предела? Но зачем ждать того времени, когда уже и душа совершенно расслабеет от студных дел сладострастия, и тело изнеможет от постоянных, убивающих его напряжений. Забыл ты, любезный собрат, что душа и тело не твои, а Божий: потому что, принадлежа Богу всецело, как дело рук Его, мы, кроме того, искуплены от грехов ценою Крови Сына Божия; забыл, что мы должны прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20)? Далеко ушел ты от Бога; в церковь редко ты заходишь, стыд­но тебе являться со своими нечистотами пред Всесвятого Бога. Очистись и воротись к Отцу Небесному: худо тебе на стране далекой у жестокого хозяина — твоей позорной страсти. Поди ко Мне, говорит тебе Отец Небесный и Сын Его возлюбленный: у Меня хорошо. При-идите ко Мне ecu труждающиися и обреме­ненный, и Аз упокою вы... иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 28, 30). Верно, тебе твоя страсть не дает ничего в пищу, кроме рожец, яже ядят свиния (Лк. 15, 16); твое удо­вольствие болезненное, мнимое, поди ко Мне: у Меня всего довольно, у Меня и наемником избывают хлебы (ст. 17).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.50]

     Великое благо, великая добродетель — не­злобие пред Богом и людьми: оно покрывает множество грехов. В Ветхом Завете были осо­бенно возлюблены и прославлены Богом за эту добродетель: Авель, Авраам, Исаак, Иа­ков, Моисей, Давид богоотец, царь и пророк, и многие другие; а в Новом Завете бесчисленные праведники, подражавшие кроткому и сми­ренному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, глаголющему в Евангелии всем нам: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Итак, не будем слушаться диа-вола, научающего нас питать зло на ближне­го, а будем в простоте сердца прощать обиды, причиняемые ближними, тоже по наущению врага. Никто да не мыслит зла друг на дру­га; никто да не увлекается злой подозритель­ностью касательно ближнего; ибо это прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающе­гося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь, за поведъ новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34), и слова апостола Павла: любяй бо друга закон исполни. Итак, исполнение закона любы есть (Рим. 13, 8, 10).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.58]

     Так, братия, святые угодники Божий, кото­рым нет числа, зовут и нас следовать за собою в Небесное Отечество, где сияет вечная слава Бо-жия, — где нет никакой неправды, где — жизнь без трудов, скорбей и болезней, жизнь бесконеч­ная. Последуем, непременно последуем за ними, с помощью Божиею: так Бог повелевает. Прии-дите, говорит Он, ко Мне все труждающиеся в борьбе с грехами и обремененные беззакония­ми, — приидите усердным покаянием и добро­детелью, и Я упокою вас; возьмите иго Мое, иго святых заповедей Моих, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (ср.: Мф. 11, 28-30), — то есть не так, как иго и бремя грехов и страстей ва­ших, которое претяжко, прелестно, бесплодно и гибельно. Будьте святы, потому что Я свят Господь, Бог ваш (ср.: Лев. 19, 2). Святой апос­тол Павел говорит всем нам: мы не имеем здесь пребывающего, то есть постоянного града, но ищем будущего (ср.: Евр. 13, 14), которого Стро­итель и Художник Сам Бог.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.167]

     Итак, по учению Спасителя нашего, мерою наших отношений к другим должна быть пра­вильная любовь наша к самим себе; как жела­ем, чтобы поступали с нами люди, так будем поступать и мы с ними, то есть просто, чис­тосердечно, кротко, любовно, неподозрительно, снисходительно, сочувственно, терпеливо. Сам Господь предлагает Себя в образец нам, на ко­торый мы должны непрестанно взирать и, взи­рая, всегда поучаться: научитесь от Меня, го­ворит Он, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14); еще он научает: любовь да будет непритворна... Будь­те братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждай­те; в нуждах святых, то есть братии христи­ан, принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будь­те единомысленны между собою; не высоко-мудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми че­ловеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воз­дам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его. Не будь побежден злом, но побеждай зло доб­ром. Всякая душа да будет покорна высшим властям (ср.: Рим. 12, 9-21; 13, 1).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.285]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.