Христианам, особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте догматы веры своей богопреданной, так дано много от Бога благ и сил к спасению, столь много открыто тайн Божиих, что верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей, легко спастись и сделаться наследниками Царствия Небесного, вечного, иго бо Господне благо и время Его легко есть (Мф. 11, 30). Ангелы с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству, бесчисленным чудесам, сотворенным Им в уверение Своего Божества и Божественного посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых, и вознесении на небеса, с обетованием о втором страшном Его пришествии судить живых и мертвых. А люди в большинстве остаются или неверующими, или сомневающимися, бесчувственными, безучастными, глухими к Евангельскому слову, пристрастными к суетному, пустозвонному и фальшивому слову человеческому, к лицедейству и лицемерию, ко всему миражному, эфемерному, к тому, что на один день представляет суетный интерес, а о вечном, о том, что едино на потребу, забывают. Много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16).
Ценишь ли ты, о иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий литургию, плоды причащения святых животворящих и страшных и пренебесных Тайн! Чувствуешь ли очищение грехов, обновление, просвещение, возрождение, освящение, мир Божий, превосходящий всякое разумение, иго благое и бремя легкое (Мф. 11, 30), свободу духа, радость в Духе Святом? Блажен ты, если все это чувствуешь и благодаришь Бога. Возгревай в себе дар Божий, не будь равнодушен, бесчувствен, неблагодарен. За чувство благодарения сподобишься большей благодати, исправляй себя, во всем стремись к совершенству жизни и добродетели, да сподобишься от Господа услышать глас: добрый и верный раб! в малых ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господа Твоего. Аминь (Мф. 25, 21).
Нет, что ни говорите, а человек бывает иногда слишком раздражителен и зол не сам по себе, а при самом усердном пособии диавола. Вы только наблюдайте за собою или за другими во время раздражительности и злобы, когда вам или другому кому хотелось бы уничтожить лицо вам враждебное истинно или мнимо; сравните следующее за этим (иногда в скором времени - по действию Ангела Хранителя) спокойствие, кротость и доброту характера вашего или человека, за которым вы наблюдаете, с минувшим противоположным состоянием, и вы скажете себе: нет, это, кажется, совсем не тот человек, который незадолго перед этим злился и ярился - это человек, из него же беси изыдоша, седящий при ногу Иисусову [Лк. 8, 35] (кроткий и смиренный) оболченный и смыслящий. В нем нет и тени прежней злости и прежнего бессмыслия! Некоторые отвергают бытие злых духов: но подобные явления в жизни людей ясно могут свидетельствовать об их бытии. Если всякое явление имеет соответствующую причину и от плодов познается дерево, то кто не увидит в безумно ярящемся человеке действующего внутри его злого духа, который не может являть себя иначе, как достойным себя образом! Кто в излиянии злобы человеческой не увидит начальника злобы? Кроме того, человек, подверженный раздражительности и дышащий злобою, весьма ясно ощущает в груди своей присутствие враждебной, злой силы; она производит в душе совершенно противное тому, что говорит Спаситель о Своем присутствии: иго Мое благо и бремя Мое легко есть [Мф. 11, 30]. При том присутствии чувствуешь себя ужасно худо и тяжело - и душевно и телесно.
Бедствие христиан от того, что не имеют христианской надежды. Вот у человека теснота греховная на сердце, тоска, скука грешная; если надежды христианской нет у него на сердце, то что он делает? Прибегает к искусственным средствам прогнать тесноту и скуку, к развлечениям преступным, а не ко Христу, Коего иго благо сердцу нашему и бремя легко [Мф. 11, 30], - не к молитве, не к раскаянию во грехах, не к Слову Божию, которое полезно к научению, к обличению, утешению [2 Тим, 3, 16; ср. Рим. 15, 4]. Так делается большею частью. Отсюда необходимость для светских людей театров и множества других развлечений. Прибегают к самоубийству. Утверждению в сердце молящегося надежды много способствуют опыты получения просимого. А эти опыты внимательный к себе легко заметит.
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
" Нет, что ни говорите, а человек бывает
иногда слишком раздражителен и зол не сам по себе, а при самом усердном
пособии диавола. Вы только наблюдайте за собою или за другими во время
раздражительности и злобы, когда вам или другому кому хотелось бы уничтожить
лицо вам враждебное истинно или мнимо; сравните следующее
за этим (иногда в скором времени - по действию Ангела Хранителя) спокойствие,
кротость и доброту характера вашего или человека, за которым вы наблюдаете, с
минувшим противоположным состоянием, и вы скажете себе: нет, это, кажется,
совсем не тот человек, который незадолго перед этим злился и ярился - это
человек, из него же беси изыдоша, седящий при ногу Иисусову [Лк. 8, 35
] (кроткий и смиренный) оболченный и смыслящий. В
нем нет и тени прежней злости и прежнего бессмыслия! Некоторые отвергают
бытие злых духов: но подобные явления в жизни людей ясно могут
свидетельствовать об их бытии. Если всякое явление имеет соответствующую
причину и от плодов познается дерево, то кто не увидит в безумно ярящемся
человеке действующего внутри его злого духа, который не может являть себя
иначе, как достойным себя образом! Кто в излиянии злобы человеческой не
увидит начальника злобы? Кроме того, человек, подверженный раздражительности
и дышащий злобою, весьма ясно ощущает в груди своей присутствие враждебной,
злой силы; она производит в душе совершенно противное тому, что говорит
Спаситель о Своем присутствии: иго Мое благо и
бремя Мое легко есть [Мф. 11, 30]. При том присутствии
чувствуешь себя ужасно худо и тяжело - и душевно и телесно." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.36]