на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 15
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления --

     Если правый глаз твой соблазняет тебя ... если правая твоя рука соблазняет тебя (Мф. 5, 29-30)... Человек сотворен правым и должен быть таковым, оставив лукавство греха; нужно отсекать страсти, а не руки и ноги, вырвать страсти, а не глаз. Из сердца исходят злые помыслы (око лукавое) (Мф. 15, 19). Все это должно быть отсечено, вырвано с корнем с помощью благодати Божией.
III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ТЕРПЕНИЯ И ПРОЩЕНИЯ ОБИД, СМИРЕНИЯ, МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЧЕГО. ВЗГЛЯД НА БОГАТСТВО .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
Сердце чисто, так и весь человек чист; сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы... (Мф. 15, 19). Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 12).
САМОПОЗНАНИЕ.Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ. Общество Свт.Василия Великого "Паломник" - Москва - 1997
     Сердце чисто, так и весь человек чист: сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы... [Мф. 15, 19]. Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне Боже [Пс. 50, 12].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     160. Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т. е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят... (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем.
XVI. О действиях, сопутствующих молитве .Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В МИРЕ МОЛИТВЫ.Санкт-Петербург.1991 год
“ Неблагодарность к тестю, за хлеб-соль и за все, — к этому старцу, отдавшему за тебя дочь свою, много и горячо тебя любящую, и место свое (хотя и по болезни), — есть гордость пред ним, презрение его и неблагодарность пред ним

"      Сердце в человеке — главное. Человек зрит на лицо, Бог же на сердце (1 Цар. 16, 7). В Послании к Солунянам Апостол говорит: во еже утвердите сердца ваша (а не вас) непорочна... (Сол. 3, 13). От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15, 19). Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме (Иер. 4, 14). Сердце — то же, что душа: отымите лукавство от душ ваших (Ис. 1, 16)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.130]

"      У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас, что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем что-либо не­хорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что представления святые, чистые и возвышен­ные, без воспитания их в нашем сердце и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лука­во? От нечистого сердца. — От сердца бо исходят, — говорит Спаситель, — помышления злая (Мф. 15, 19), око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить сердце всяцем хранением, как говорит премудрый. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 329]

"      Мысли добрые, светлые от Бога или от Ангела светла, хранителя нашего; от человека самого, от сердца, без благодати, исходят помышления злая (Мф. 15, 19) и прочее. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 40]

"      Животворящие Тайны божественно-могуще­ственным образом действуют на самое сердце человека, скверное, источающее из себя почти по­стоянно помышления злая* (Мф. 15, 19), любоде­яние, хулу, сомнение, неверие и прочее и причи­няющее человеку мучения. Принятые с верою, они совершенно подавляют гнездо греха, и он замира­ет, уступая место помышлениям добрым, святым, живой вере, любви, благодарению.

* Далее в рукописи следует слово, не поддающееся прочтению"[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 65]

"     Сердце чисто, так и весь человек чист: сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы... [Мф. 15, 19]. Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне Боже [Пс. 50, 12]." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т.2,с.319]

"     Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т. е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят... (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.221]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.