ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления --
Если правый глаз твой соблазняет тебя ... если правая твоя рука соблазняет тебя (Мф. 5, 29-30)... Человек сотворен правым и должен быть таковым, оставив лукавство греха; нужно отсекать страсти, а не руки и ноги, вырвать страсти, а не глаз. Из сердца исходят злые помыслы (око лукавое) (Мф. 15, 19). Все это должно быть отсечено, вырвано с корнем с помощью благодати Божией.
Сердце чисто, так и весь человек чист; сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы... (Мф. 15, 19). Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне, Боже (Пс. 50, 12).
Сердце чисто, так и весь человек чист: сердце не чисто - и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы... [Мф. 15, 19]. Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне Боже [Пс. 50, 12].
160. Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т. е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят... (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем.
“ Неблагодарность к тестю, за хлеб-соль и за все, — к этому старцу,
отдавшему за тебя дочь свою, много и горячо тебя любящую, и место свое (хотя и
по болезни), — есть гордость пред ним, презрение его и неблагодарность пред ним
"Сердце в человеке — главное. Человек зрит
на лицо, Бог же на сердце (1 Цар. 16, 7).
В Послании к Солунянам Апостол говорит: во
еже утвердите сердца ваша (а не вас) непорочна... (Сол. 3, 13). От сердца бо исходят помышления злая(Мф. 15, 19).
Омый от лукавства сердце твое, Иерусалиме(Иер. 4, 14). Сердце — то же, что душа: отымите лукавство
от душ ваших (Ис. 1, 16)."
[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения.
Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.130]
"У большей части людей око лукаво. Что это за порча в нас,
что ли, и смотря на хороший, даже святой предмет, скорее представляем
что-либо нехорошее, чем хорошее, нечистое, чем чистое, так, что
представления святые, чистые и возвышенные, без воспитания их в нашем сердце
и уме, не могут и обитать в нас. А отчего бывает око лукаво? От нечистого
сердца. — От сердца бо исходят, — говорит Спаситель, — помышления
злая (Мф. 15, 19), око лукаво, хула, гордыня. Ах, как нужно хранить
сердце всяцем хранением, как говорит премудрый."[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 329]
"Мысли добрые, светлые от Бога или от Ангела светла,
хранителя нашего; от человека самого, от сердца, без благодати, исходят
помышления злая (Мф. 15, 19) и прочее."[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 40]
"Животворящие Тайны божественно-могущественным образом
действуют на самое сердце человека, скверное, источающее из себя почти постоянно
помышления злая* (Мф. 15, 19), любодеяние, хулу, сомнение, неверие и
прочее и причиняющее человеку мучения.
Принятые с верою, они совершенно подавляют гнездо греха, и он замирает,
уступая место помышлениям добрым, святым, живой вере, любви, благодарению.
* Далее
в рукописи следует слово, не поддающееся прочтению"[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c. 65]
" Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний
конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть
несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех
век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа
Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как
сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня
(Иез. 3, 22), т. е. Дух Святой. Еще образ в человеке Святой
Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и
изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста,
чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа
Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят...
(Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой
дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от
Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове
Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие
бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в
мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие
человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно
христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по
благодати во Христе Иисусе, Господе нашем." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.221]