на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 15
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
     Наша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедроты Божии, яко Бог милости и щедрот и Человеколюбец есть, и при этом мы вспоминаем о прежних бесчисленных опытах благости и милости как на других людях (в Св. Писании и в житиях святых), так и в нас. Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно же ко спасению душ наших прошения; надо восписывать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо. Где можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него ничто по истине не бывает, как без Него ничтоже бысть, еже бысть [Иоан. 1, 3]. Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получили от Бога молитвою никаких даров, или считают молитву ненужным делом; Бог, говорят, все знает прежде нашего прошения, и забывают, что сказано: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам [Мф. 7, 7]. Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся: благодатию бо есте спасены чрез веру [Ефес. 2, 8]; о жено, велия вера твоя [Мф. 15, 28]! Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить ее веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеют веры - самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь, - что они лжа творят [1 Иоан. 1, 10] Бога неверием и суть чада диавола, недостойные никаких милостей Божиих; что они - погибающие. Нужно также, чтобы сердце горело во время молитвы желанием благ духовных, любовью к Богу, ясно созерцаемому сердцем в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с отеческой любовью все его молитвы. Аше убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, колъми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него [Мф. 7, 11]?
1.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
“ Неблагодарность к тестю, за хлеб-соль и за все, — к этому старцу, отдавшему за тебя дочь свою, много и горячо тебя любящую, и место свое (хотя и по болезни), — есть гордость пред ним, презрение его и неблагодарность пред ним

"      Гл.15, ст.28. О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Чего не можно сделать с верою! Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле уже соединяет человека с Богом, делая его участником Божественного всемогущества, и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным. " [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.75]

     Ныне читано было, братия мои, из Еван­гелия от Матфея повествование о неотступ­ном прошении ханаанскою женщиною Иису­са Христа за бесноватую свою дочь (см.: Мф.15, 21-28).

Поучительна для нас, братия и сестры, эта хананеянка — мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучите л ьской силы, побудила ее искать спасения несчастной у Бо­жественного,   всемогущего  Чудотворца,      и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимого, хотя и были нелегкие искушения ее вере и дерзновению! Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась; не отчаялась, не сказала: нет, не стану более просить и беспокоить, вид­но я — недостойна; но все питала твердую на­дежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на ее просьбу — для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и на­дежду и пламеннейшую молитву, ибо от пре­пятствий вера и надежда с молитвою более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабо­душных — ослабевают или и совсем погасают. Действительно, хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но еще сильнее стала про­сить и кричать, идя вслед за Господом и учени­ками, так что за нее стали они ходатайствовать, чтобы отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израи-лева (Мф. 15, 24), то есть к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о Пришествии Его в мир и спасении чрез Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она под­ходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне». Приметьте, сколь велика ее вера, упование, дерзновение!  Будучи язычницей, она испове­дует Его Господом, Сыном Давидовым, всемо­гущим Царем духов, уповает на Его бесконеч­ную благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и как раба Господу, или луч­ше, г- как дщерь Отцу, смело говорит: «Гос­поди! Помоги мне». Когда же Господь сказал: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26), разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих при­надлежала и эта женщина, она нимало не ос­корбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27). Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, — Он похвалил ее за ве­ликую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28). И исцелилась дочь ее в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать!  Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Гос­подом по просьбе и великой вере сотника, — и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел (ср.: Мф. 8, 10). После этого я скажу всем вам, братия и сес­тры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с та­кою смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего — и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, гово­рит Господь, и дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Ханане­янка изображает душу нашу; бесноватая дочь ее — многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В ка­кой беде была хананеянка и дочь ее, — в такой беде находимся и мы с вами. «От юности моея' мнбзи борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»1. Отчего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господству­ют нередко над людьми, мучат, терзают, сра­мят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся го­рячо и неотступно, не имеют твердого желания избавиться от них. О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, го­товая всегда ходатайствовать пред Сыном Сво­им и Богом о избавлении нас от бешенства и не- истовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвою о помощи. Ее хо­датайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она — Мать Самого Господа и Творца твари, и Сын Ее и Бог, как должник Матери, — ис­полнит всякое Ее прошение за нас. К Ней, в Ее державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покая­нии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7); и еще: всё, о чем попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21, 22).

Так, братия и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет; скорби врачует; болезни исцеляет, от смерти избавля­ет; мертвых воскрешает; врагов претворяет в друзей, грешников - - в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верою и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мною, что он ежедневною и ежечасною молитвою по­каяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страс­тей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях, он, в конце концов, всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских, — словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покая­ния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.270]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.