“ Ныне читано было, братия
мои, из Евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанскою
женщиною Иисуса Христа за бесноватую свою дочь (см.: Мф.15, 21-28).
Поучительна для нас,
братия и сестры, эта хананеянка — мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей
от бесовской мучите л ьской силы, побудила ее искать спасения несчастной у Божественного, всемогущего Чудотворца, —
и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила
просимого, хотя и были нелегкие искушения ее вере и дерзновению! Ей был,
по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась; не отчаялась, не
сказала: нет, не стану более просить и беспокоить, видно я — недостойна; но
все питала твердую надежду на Чудотворца. Сначала Сердцеведец не отвечал ей
ни слова на ее просьбу — для того, чтобы
возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо
от препятствий вера и надежда с молитвою более и более получают в иных силы
и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных —
ослабевают или и совсем погасают. Действительно, хананеянка не ослабела в
вере, уповании и молитве, но еще сильнее стала просить и кричать, идя вслед
за Господом и учениками, так что за нее стали они ходатайствовать, чтобы
отпустил ее. Господь, как бы не желая слушать ни ее, ни учеников, говорит,
что Он послан только к погибшим овцам дома Израи-лева (Мф. 15, 24), то
есть к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о
Пришествии Его в мир и спасении чрез Него людей. Несмотря на вторичный отказ,
она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне».
Приметьте, сколь велика ее вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его
Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его бесконечную
благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и как раба Господу,
или лучше, г- как дщерь Отцу, смело говорит: «Господи! Помоги мне». Когда
же Господь сказал: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15,
26), разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих
принадлежала и эта женщина, она нимало не оскорбилась таким названием,
сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: так,
Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15,
27). Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю, —
Он похвалил ее за великую веру и сказал: о, женщина! велика вера твоя; да
будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28). И исцелилась дочь ее в тот
час. Да, такой матери стоит рукоплескать!
Такую же веру Господь нашел в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике,
у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и
великой вере сотника, — и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле
такой веры не нашел (ср.: Мф. 8, 10). После этого я скажу всем вам,
братия и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа
или Божию Матерь, с такою смелостью и неотступностью, как просила хананеянка
за дочь свою, как просил сотник за слугу своего — и получите по желанию, если
оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, говорит Господь, и
дастся вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Хананеянка
изображает душу нашу; бесноватая дочь ее — многострастную плоть нашу, на
всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и
дочь ее, — в такой беде находимся и мы с вами. «От юности моея' мнбзи борют
мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»1. Отчего
страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над
людьми, мучат, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не
имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твердого
желания избавиться от них. О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка,
которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию,
как та о своей дочери, чтобы ради ее молитвы Господь помиловал нас и изгнал
из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле
беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и
Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога
нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о
избавлении нас от бешенства и не- истовства страстей, только бы мы к Ней
всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с
молитвою о помощи. Ее ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она —
Мать Самого Господа и Творца твари, и Сын Ее и Бог, как должник Матери, — исполнит
всякое Ее прошение за нас. К Ней, в Ее державный покров, будем всегда
прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, свое
упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к
Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться
смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7); и еще: всё,
о чем попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21, 22).
Так, братия и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем
большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет
столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи
очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет; скорби врачует; болезни
исцеляет, от смерти избавляет; мертвых воскрешает; врагов претворяет в
друзей, грешников - - в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса
содевает. Один гражданин в некотором городе, живущий верою и ведущий упорную
брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мною, что он
ежедневною и ежечасною молитвою покаяния и веры почти непрестанно восхищает
у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных
искушениях и внутренних грехопадениях, он, в конце концов, всегда является
победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений,
разрушителем козней демонских, — словом, что он по милости Божией и по вере
Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва
веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем
побеждать свои страсти! Аминь.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое
Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.270]
|