" Чего не принесли апостолы Христовы в
жертву верному служению Богу и спасению человеческому? Святой Апостол еще не
все, конечно, высказал, что с ним было, но как много и того, что сказано.
Стараясь верно и усердно служить Господу, апостолы в то же время заботились
всеми мерами и о том, чтобы никому ни едино ны в
чем же дать претыканые, да служеные совершенно безпорочно будет. Яко лестцы,
ы истинни. Об Иисусе Христе, воплощенной Истине, фарисеи говорили, что Он
льстит народы; говорили, конечно, люди то же и об апостолах, видя
увлекательную приятность и силу их учения; между тем, по-видимому
лестцы, они были в высшей мере истинны. Яко не знаемы,
и познаваеми. Как люди простые, незнатные, апостолы не отличались мирскою
известностию, а как апостолы Христа Спасителя, Живого Бога, как чудотворцы и
проповедники чудной веры они познаваемы были всюду и всеми, так что имена их
стали известны с течением времени во всех концах вселенной. А что важнее
всего — они познаны были Богом, Который записал имена их на небесах в Книге
жизни вечной. Яко умирающе, и се, живи есмы. Обстоятельства внешней
жизни апостолов были, как сейчас сказал Апостол, так тесны, что они, можно
сказать, умирали несколько раз, и сам Апостол говорит, что он был в
смертех многащи. Однако ж при всех теснотах Промысл Божий поддерживал и
внешнюю жизнь апостолов; допуская им страдать, Он не допускал им умирать: так
что они, как бы умерщвляемые, оставались все-таки живы;
главным же образом оставались живыми и животворящими по душе силою благодати
и веры, обитавших обильно в избранных сосудах Божиих. Яко наказуемы, а не
умерщвляемы. Апостол Павел в другом послании говорит о себе, что он трищы
палицами биен был, единою каменми пометан был и
многое другое. Господь попускал земным властям и народу наказывать Своих апостолов, но никогда — умерщвлять их прежде
времени. Яко скорбяще, присно же радующеся. Какое сочетание,
содружество скорби и радости! Апостолы были в терпении мнозе, в скорбех, в
бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, и между тем
что же? Постоянно радовались: яко скорбяще, присно же радующеся. Вот
как хорошо скорбеть и страдать за и для Христа. А
посмотрите на светских людей: они по-видимому
веселятся, живут во всяком просторе — и между тем что же? Постоянно
недовольны сами собой и часто скучны во время самих удовольствий: вообще,
можно сказать, они внутренно постоянно скорбят: яко нищи, а многи
богатяще. Люди смотрели на апостолов как на нищих, и действительно, по
примеру своего Учителя и Господа они не ымелы где главы подклонытъ; но
бедные, нищие по понятию мира, они были в высшей степени богаты по понятию
неба, тогда как богачи и славные мира были сущие бедняки по тому же понятию. По-видимому ничего не имея, потому что сокровище свое
скрывали в душе своей, апостолы весьма многих обогащали своим духовным
сокровищем, так что обогащенные ими сподоблялись Царства Небесного. Яко
нычтоже ымуще, ы вся содержаще. По-видимому ничего
не имея, апостолы имели все, можно сказать: небо и землю. По понятиям мира
много или все имеют те, которые обладают множеством денег, земли, разного
имущества, служащего не только к удобствам и пользе жизни земной, но и к
разным удовольствиям ее. За деньги они могут все достать и все иметь. По
понятию неба такие люди не имеют ничего, потому что кая польза человеку,
аще приобрящет мир весь, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26).
А богачи мира почти неизбежно всегда пренебрегают душою своею, за которую
нельзя дать никакого выкупа. Апостолы в смысле мирском не имели ничего, но в
истинном смысле имели все: они приобрели себе на веки веков свою душу, все
блага небесные и вечные; они имели в руках своих всю землю, потому что могли
переставлять и горы ее с места на место, и повелевать ее стихиями. Слава силе Твоей, Господи! Слава и вам, апостоли святии, верные
слуги Христа Бога нашего! Даруй и мне, Господи,
незнатность, скорбь, нищету и к миру беспристрастие апостолов Твоих, чтобы и
мне иметь их знаменитость, их радость, их богатство, их обладание всем нужным
к моему счастью временному и вечному спасению." [Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856.
Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.112]
|