Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
Себе все легко прощаешь, если согрешишь против Бога или против людей, легко извиняй и других. Люби ближнего как себя, прощай ему много. Коль краты аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? не глаголю тебе, до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею [Мф. 18, 21, 22], говорит Господь. В этом и познается любовь. Даже мало еще этого для любви: любовь любит врагов своих, добро творит ненавидящим, благословляет проклинающих ее и молится за творящих ей обиду [Лк 6, 27, 28].
Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, - остави ему [ср. Лк. 17, 4; Мф. 18, 21, 22]. Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал заповедь - часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: - как только скажешь от всего сердца: каюся, - тотчас прощает.
“Вы живете с
злым человеком, положим с женою или с тещею, или с свояченицею, и они вас,
как говорится, часто грызут, едят словами, не дают покою; или, если жена ваша
— мачеха детям вашим, журит вашего сына, дочь; вы и сами на нее злы и тайно
с внутренним презрением говорите другим: она зла, как ехидна, и говорите:
хотел бы разойтись с нею. Друг мой! Не торопитесь, терпите — это искушение
врага для вас: он искушает вас, по Божию попущению, чрез вашу жену (или чрез
ваших родственников — братьев, шуринов, своячениц), и она есть жалкое орудие
врага: злоба вашей жены (или ваших родственников) есть не что иное как сильный прилог врага; злобные
выходки ее можно назвать припадками злобы, точно в таком роде, как у пьяницы
бывают припадки пьянства, у прелюбодея — припадки любодейства, у
чревообъястливого — припадки объядения или крайней алчности к пище, у
сребролюбца — припадки сребролюбия, у скупого — припадки скупости, у
гордого — припадки гордости, у празднословного — припадки празднословия, у
ленивого — лености. Пройдут эти припадки: и опять ваш враг будет
человеком, который, как говорится, в своей тарелке. Именем
Господним молю вас, братия, будьте терпеливы, пожалейте о бедном человеке,
насилуемом от врага, особенно о женщине: она слабое существо, по своему
чувствительному сердцу особенно раздражительна и склонна к злобе вражией,
ибо враг нападает на слабые наши стороны; имейте терпение, сносите тысячу
раз, без числа сносите: потому что враг не дремлет и неутомим и не считает
своих нападений; не горячитесь, не торопитесь; помните, что все мы
имеем свои коньки, свои страсти, тоже ненавистные для других. Но что если бы
и нас не стали терпеть, если бы не стали сносить припадков наших страстей?
Ах! Возлюбленные братья, все мы среди сетей врага ходим, который всеми
мерами хочет посмевать-ся над нами, над нашим, по Христе, житием; чтобы
совсем не посмеялся он нам и не погубил нас, остается одно средство: терпеть
великодушно его козни и не горячиться: терпением вашим спасайте души ваши
(Лк. 21, 19), говорит Господь. Почему терпением? Потому что враг
всячески старается затмить, путать нас на пути спасения. Вспомните
милосердные слова Спасителя на вопрос Петра: Господи, аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седмъ крат? — Не глаголю
тебе: до седмъ крат, но седмидесят крат седмерицею (Мф. 18, 21-22).
Пройдет страсть, и человек опять будет добр. Обыкновенно говорят о таких
людях: на него временем находит что-то, а так он хороший человек. Это
нахождение имеет прилог врага.”[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847
стр.,с.347]
“Уныние в христианине — безумие: ибо
скажите, о чем нам унывать? О грехах? Но Христос прииде в мир грешники
спасти (1 Тим. 1, 15). Несть грех побеждают, человеколюбие Божие, и
Христос повелел седмъдесят крат седмерицею (Мф. 18, 22) прощать падающим в грехи. О кознях врага, о его тяжких нападениях
на нашу душу? — Но это готовит нам венцы терпения; это составляет честь
нашу, что мы ради жизни во Христе испытываем от него разные пакости.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения.
Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.289]