на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 19
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

     Есть безначальное, личное Существо, Которому имя - Бытие (Аз есмь Сый) и Которое не быть не может. Оно-то дало и бытие, и существование всякой вещи в мире, и самый мир получил от Него бытие свое. Оно сотворило все существа, как бытие, словом, одним словом: да будет свет, и стал свет; да будет твердь посреди воды, и явилась твердь (Быт. 1, 3-6); и так далее и так далее, пока все предложенное в намерении Творца пришло в свое положение и твердое существование. Это личное, безначальное Бытие, Которое мы называем Богом, как всеблагое и всемогущее Бытие, могло дать человеку вторичное нравственное бытие, когда он вольной волею утратил его, и назвало его пакибытием во святом Евангелии (Мф. 19, 26). Но дарование пакибытия человеку досталось очень дорого - оно куплено ценою ужасных страданий Богочеловека Творца и излиянною на кресте Кровью и смертью Его: куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20), не будете раби человеком. Не тленным серебром и золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и пречистого Агнца (1 Пет. 1,18-19). Дорожим ли мы этим? Ценим ли мы эту жертву Христа?
II. ГРЕХОПАДЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО. ДИАВОЛ - ВИНОВНИК ГРЕХА. СМЫСЛ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ И ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ В ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский.. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
" 32–39 ст

"      Неукоснительно веруй и надейся от Господа получить все благое к созиданию ближнего или вся, яже ко спасению. Не задумывайся и не усомнись ни на мгновение в возможности получить просимое. Вся возможна Господу, и вся возможна верующему, и упование не посрамит [ср. Мф. 19, 26; Мрк. 9, 23; 10, 27; Рим. 5, 5]. Только неверие, ненадеяние нашего сердца посрамляет нас. " [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.603]

"      Помни, что человек великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, по падении в грех, есть немощное создание, подверженное тысячам слабостей; люби его, почитай его, но и вместе переноси его немощи, слабости, страсти, поступки. - Возлюбиши искренняго твоего - грешный грешного - яко сам себе [Мф. 19, 19]. - Немощи немощных носи, и тако исполниши закон Христов [ср. Рим. 15, 1; Гал. 6, 2]. Велики эти слова: размысли о них глубже. Они то же значат, что слова молитвы Господней: мы оставляем должником нашим." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.605]

"      Когда громогласно или про себя молишься о других, напр., о домашних своих или о чужих, хотя они и не просили тебя, - молись о них с такою же теплотою и усердием, как молишься о себе. Помни заповедь закона: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе [Мф. 19, 19 (22, 39); ср. Лев. 19, 18]. Во всех случаях это наблюдай, т.е. ближнего как себя люби. Не лукавь пред Господом, испытующим сердца и утробы [Иерем. 11, 20 (Апок. 2, 23; Пс. 7, 10)], да не презрит Он молитву твою как суетную и ложную. " [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.593]

"      Нельзя не дивиться простосердечию, беспристрастию к земным благам галилейских рыбарей и безусловной покорности их гласу Господа. Несколько слов Спасителя - и они оставляют мрежи свои, единственное богатство, свое лучшее сокровище, и идут за Ним не рассуждая, - куда или для чего. Какое простосердечие! какая непривязанность к земным благам! какое детское послушание! какой легкий доступ слова Божественного Мессии к простым сердцам! Сказано - сделано! Таковы и многие из простых людей, живущих в трудах и в низкой доле; но не таковы богачи: что мы видим на одном из них, которому Господь предложил продать имение и идти вслед за Ним? Пошел не за Ним, а вслед богатства своего... Отыде, сказано, скорбя [Мф. 19, 22]. " [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.584]

"      23 ст. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Значит, Господь и богатого легко может спасти, хотя для людей кажется и  невозможным, чтобы богатый вошел в Царствие Небесное, когда вход этот для него так тесен, как для каната иглины уши. Но канат, сказано, удобнее может пройти сквозь ушко иголки, чем богатый войдет в Царство Небесное. Да, Господи, Тебе вся возможна суть, не возможно же Тебе ничесоже. Это утешает меня. Я верую, что Твоя благость, премудрость и всемогущество найдут средства спасти меня, грешного." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.82]

"      Есть безначальное, личное Существо, Которому имя - Бытие (Аз есмь Сый) и Которое не быть не может. Оно-то дало и бытие, и существование всякой вещи в мире, и самый мир получил от Него бытие свое. Оно сотворило все существа, как бытие, словом, одним словом: да будет свет, и стал свет; да будет твердь посреди воды, и явилась твердь (Быт. 1, 3-6); и так далее и так далее, пока все предложенное в намерении Творца пришло в свое положение и твердое существование. Это личное, безначальное Бытие, Которое мы называем Богом, как всеблагое и всемогущее Бытие, могло дать человеку вторичное нравственное бытие, когда он вольной волею утратил его, и назвало его пакибытием во святом Евангелии (Мф. 19, 26). Но дарование пакибытия человеку досталось очень дорого - оно куплено ценою ужасных страданий Богочеловека Творца и излиянною на кресте Кровью и смертью Его: куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20), не будете раби человеком. Не тленным серебром и золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и пречистого Агнца (1 Пет. 1,18-19). Дорожим ли мы этим? Ценим ли мы эту жертву Христа?" [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., с.62]

     Если в сердце твоем теснятся какие-либо гордые помыслы и самоуслаждение, тогда говори себе: нам, грешным людям, решительно нечем гордить­ся, нечем похвастаться пред Богом и пред людьми: всякое доброе расположение, всякое доброе дело мы имеем от Бога, а что не от себя оно в нас, а от Бога, доказательством тому служит то, что мы испрашиваем его у Бога молитвою иногда после продолжительного дурного расположения нашей души; а если в нас от природы — то есть при рож­дении, перешли от родителей добрые расположе­ния, то и тем больше нам нечем хвалиться: потому что всякое добро в природе есть добро Божие; хва­лят доброе сердце человека — но что значит наше доброе сердце? Временная вспышка доброты, вре­менное оказание какого-либо относительного добpa, а на самом деле сердце наше всегда нечисто, значит, и не полно искренней любви к Богу и к ближнему, значит, и не благо. Верно слово, что никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19,17)—Три­единая Благость, а мы настолько бываем благи, на­сколько осияваемся Триединою Благостию.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.197]

     В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную? (ср.: Мф. 19, 16.) Господь указывает ему на заповеди, данные лю­дям от Бога чрез Моисея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относитель­но Самого Господа Бога, конечно, потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу, и без любви к ближнему невозможно лю­бить Бога: ибо не любящий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Которого не видит? — говорит святой апостол Иоанн Бо­гослов (1 Ин. 4, 20). Итак, Господь говорит бо­гатому юноше: если хочешь войти в жизнь веч­ную, соблюди заповеди, именно: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельс­твуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (ср.: Мф. 19, 17-19).”[9.с.232]

     Итак, необходимо остановиться на этих за­поведях и войти глубже в их смысл, чтобы видеть всю необходимость и пользу их испол­нения и широту их приложения к жизни. Пер­вое слово сказано: не убивай (Мф. 19, 18); под ним разумеется много других подобных пове­лений, а именно: не обижай; не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись; не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть, говорит апостол (1 Ин. 3, 15); не будь дерзок словом или рукою; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не томи не­посильными трудами подручных твоих; спасай погибающих, если можешь, например, голо­дных, утопающих, сам себя не изнуряй непо­сильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не предавай диаволу душ, искуплен­ных бесценною Кровию Господа Иисуса Хрис­та. Вот сколь широкий смысл этой заповеди.

Далее Господь говорит: не прелюбодействуй (Мф. 19, 18) не только делом, но и мыслью, не­чистым зрением, вожделением; брось всякое блудное мечтание и воображение, и все то, что ведет к прелюбодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные раз­говоры, чтение нескромных, соблазнительных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (ср.: Мф. 5, 28). Старайся о чистоте помыслов и чувство­ваний, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, подчиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.

Далее говорится: не кради (Мф. 19, 18); тут разумеется не только кража, но и тунеядство, и мздоимство, или взяточничество, и лихоимс­тво, или разорительные для бедного проценты, которые берет заимодавец, и разная неправед­ная нажива, прием вещей заведомо краденых; картежная разорительная игра, чрез которую картежник крадет у своих родителей и родс­твенников или у жены и детей или просто у себя самого деньги или достояние семейное; и, наконец, тот, кто не подает милостыни бед­ным, имея к тому полную возможность, ибо избытки дает Господь для помощи бедным; если же этого кто достаточный не делает, то похищает собственность ближних и утаивает дар Божий.

Далее говорит Господь: не лжесвидетельс­твуй (Мф. 19, 18), или не клевещи на ближ­него; ибо от клеветы, осуждения, пересудов, насмешек и лжесвидетельства люди весьма сильно страдают, лишаются доброго имени, сочувствия, бывают гонимы, притесняемы, лишаемы места служения и средств к жизни, а иногда, не имея сил вынести клеветы, сами себя лишают жизни. Из-за лжесвидетельства  и клеветы Сам Господь Иисус Христос дове­ден был до Креста и смерти самой поносной. Ужасное зло — клевета! И святой царь пророк молит Бога о избавлении его от клеветы: из-бави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя (Пс. 118, 134).

Почитай отца и мать (Мф. 19, 19), далее говорится. За почтение к родителям Господь обещает благополучие и долголетие в здешней жизни и блаженство вечное в будущей. Роди­телям мы обязаны жизнью и большею частью самым воспитанием, по крайней мере, перво­начальным, и, казалось бы, нет ничего легче и естественнее, как почитать родителей. А между тем на деле, особенно в нынешнее время, бы­вает нередко напротив: дети тяготятся своими родителями, отказывают им в должном почте­нии, грубят им и поносят их в лицо, ни за что считают их любовь, заботы и попечения, быв­шие о них; не помогают им, не поддерживают их в бедности, старости и болезни. Но горе им, если не образумятся, — не добро им будет и в здешней жизни, и вечная мука в жизни буду­щей: досадители, говорит апостол, Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Люби ближего, как самого себя, говорит за­поведь (Мф. 19, 19), то есть береги его, как себя бережешь; желай ему того же, чего себе; поступай с ним так же, как желаешь, чтобы поступали с тобою; молись за него так же, как за себя, за живого или за умершего; делай для него что-либо доброе и полезное так же, как и для себя делаешь: ибо мы все дети одного Отца — Бога, искуплены одною Кровию; чада одной матери —  Церкви, ожидаем все общего Царства. Вот какие заповеди ведут в жизнь веч­ную! Юноша похвалялся, что все эти заповеди сохранил, но на поверку вышло, что далеко не достиг совершенства в исполнении их: ибо всем сердцем привязан был к богатству и, значит, не любил искренно ни Бога, ни ближнего; ибо Господь говорит, да и опыт подтверждает, что невозможно работать Богу и богатству, как невозможно служить двум господам (ср.: Мф. 6, 24; Лк. 16, 13). Он отошел от Спасителя с печалью, когда Господь, ради совершенства его, предложил продать имение и раздать нищим, ибо видел, что оно связывало его душевные стопы. Господь поэтому и сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное, труднее, чем верблюду сквозь игольные уши пройти (ср.: Мф. 19, 23, 24). Но что трудно и невозможно для людей, то удобно для Бога: ибо Бог может и богача сделать милостивым, как и есть мно­гие из богатых истинно милостивые, и богача может сделать добродетельным и наследником Царствия Небесного, если он не будет проти­виться воле Божией, а усердно будет исполнять ее. Вот вам и толкование на нынешнее Еван­гелие. Запомните, и по силе своей старайтесь исполнить. Аминь.” [9.с.234]

     Господь говорит тебе в Евангелии: если хо­чешь внити в живот вечный, возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею и всею крепостию и ближняго твоего, яко сам себе (Мф. 19, 17; 22, 37, 39; Лев. 19, 18; Втор. 6, 5). Ты говоришь: научи меня, как мне любить Бога и ближнего? А вот как: Господь сказал: аще кто любит Мя, слово Мое со­блюдет (Ин. 14, 23), или: аще любите Мя, запове­ди Моя соблюдите (Ин. 14, 15). А заповедь Его та­кова: сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.171]

     Мариам соблюдите вся глаголы сия, слагаю-щи в сердце Своем (Лк. 2, 19). Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю (Лк. 6, 46), говорит Господь. — Но Владычица первая соблюдала глаголы Господни, слагая их в сердце Своем. Аще хощеши внити в живот, соблюди за­поведи, говорил Господь одному законнику (Мф. 19, 17). Пресвятая Дева Мария, как видно из вы-шепоказанных слов Евангелиста, имела всегдаш­нее прекрасное настроение духа — соблюдать все глаголы, все заповеди Божий, слагая их в сердце Своем (Лк. 2, 19). Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15), говорил Господь ученикам Своим. Божественная Мария первая соблюла эти заповеди. И могло ли глубочайшее, чистейшее Смирение в чем-либо руководствоваться Своею, а не Божественною волею? — Воистину нет. — Сла-гающи в сердце Своем. — О прекрасный обычай — слагать глаголы Божий в глубине сердца! О пречуд-ная, бесценная сокровищница — сердце Пресвятой Девы Марии! Какими духовными сокровищами, святым Ее умом и благою волею собираемыми, не была она наполнена! А мы, братия, соблюдаем ли вся глаголы Божий, слагая их в сердце своем? Лег­ко сказать: соблюдать вся глаголы Божий, — но нелегко нам, многогрешным, гордым, творящим охотно волю плоти своей и помышлений своих (Ср.: Еф. 2, 3), исполнять глаголы Божий. И кто из нас может похвалиться, что он соблюдает вся глаголы, все заповеди Божий, слагая их в сердце своем? — Едва ли найдется между нами хоть один такой че­ловек, и по всей вероятности, что не найдется. Да и можем ли мы без великой веры в Господа, без твер­дой надежды на Него и усерднейшей любви к Нему соблюдать глаголы Божий, слагая их в сердце сво­ем, когда у нас сердце предано не Господу, а миру, многоразличным мирским заботам и суете мир­ской, когда в сердце нашем нет места глаголам Бо-жиим? — О! Как мы нечисты и многогрешны, не­достойны и ничтожны пред Владычицею Богоро­дицею, Которой все сердце было отдано Господу без остатка, Которая любила Его как Сына и Бога, всею душою, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением (Мф. 22, 37; Втор. 6, 5). За то, в воз­мездие такой веры и любви, навеки освятил и ук­расил и прославил Ее Триипостасный Бог, ставши Ее полнотою, Один Дух с Нею (Ср.: 1 Кор. 6, 17), как Она отдалась Ему вся вполне..”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.463]

     Господи! даруй мне мудрость, силу, терпение любить ближнего, как себя, по заповеди Твоей [Мф. 19, 19]; даруй гордость ближнего побеждать смирением, злобу — благостию, зависть — доброжелательством, бесстыдство — целомудрием, любостяжание — бескорыстием. Даждь мне молиться внутренно за врагов, жалеть их, но не иметь на них ни малейшего зла, не мстить им ни мыслию, ни намерением, ни словом, ни делом, ибо это последнее обычно нашему растленному сердцу. “[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 13. 1867-1868. Издательство: Булат, Москва. 2008 г., 280 стр.,с.22]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.