“ Но послушайте дальше притчи. Получивший от господина
пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять
талантов; получивший два — приобрел другие два, а получивший один — взял да и
зарыл талант своего господина в земле, то есть всю жизнь прожил в безрассудной,
непростительной лености, ел, пил, веселился,
обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь;
а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, то есть
наше сердце, наши умственные способности, — не земное сокровище, а духовное, и
не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их
нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не
скрывайте себе сокровищ на земли, идеже
червь и тля тлит, говорит Господь, и идеже татие подкопывают и
крадут. Скрывайте же себе сокровище на
небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут (Мф. 6, 19-20), (то есть делайте добрые дела не для земли и
земных, житейских выгод, а для неба, для Бога, для вечности). Итак, честь,
братия, рабам, получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; —
позор, крайний позор получившему
один талант и по лености и упрямству зарывшему его в
землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают
талант свой в землю, которые только
пьют, едят, веселятся,
обманывают, крадут и прочее. Но
смотрите, что ожидает тех и других рабов: приходит время дать отчет в том, как
употреблено серебро господина. Приходит господин, то есть Господь, вознесшийся
на небо, приходит на Страшный Суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его
— коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять
талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя
каждого из них за приумножение, говорит: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в
радость Господина твоего (ср.: Мф. 25,
23) потом подходит принявший один талант, и что же? — Ничего
не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб
говорит Ему дерзости, называя Его
человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и
собирает там, где не расточил. Не так ли говорят, братия, все ленивые,
недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености
трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают
вину свою на веру, на Церковь, на Самого Господа,
называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа
дерзая называть каким-то жестоким, требующим почти невозможного! О, ленивые рабы!
Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас.
Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему
Господину?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.266]