на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 25
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

     Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку вечную... (Мф. 25, 41-46).
II. ГРЕХОПАДЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО. ДИАВОЛ - ВИНОВНИК ГРЕХА. СМЫСЛ ГОЛГОФСКОЙ ЖЕРТВЫ И ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ В ПРОМЫСЛИТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский.. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
     Никто да не думает, что грех есть нечто маловажное; нет, грех страшное зло, убивающее душу ныне и в будущем веке. Грешник в будущем веке связывается по рукам и по ногам (говорится о душе) и ввергается во тьму кромешную, как говорит Спаситель: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю [Мф. 22, 13], т.е. он совершенно теряет свободу всех сил душевных, которые, будучи созданы для свободной деятельности, терпят через это какую-то убийственную бездейственность для всякого добра: в душе сознает грешник свои силы и в то же время чувствует, что силы его связаны нерасторжимыми какими-то цепями: пленицами своих грехов кийждо затязается [Притч. 5, 22]; к этому прибавьте страшное мучение от самих грехов, от сознания безрассудства своего во время земной жизни, от представления прогневанного Творца. И в нынешнем веке грех связывает и убивает душу; кто из богобоящихся не знает, какая скорбь и теснота поражает их душу, какой мучительно палящий огонь свирепеет в груди их, когда сделан ими какой-либо грех? Но связывая и убивая душу временно, грех убивает ее и вечно, если мы здесь не раскаемся от всего сердца в наших грехах и беззакониях. Вот и опытное доказательство того, что грех убивает душу временно и вечно. Если случится кому-либо из богобоязненных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые сделаны днем и мучили душу, то мучение это будет сопровождать человека целую ночь дотоле, пока он сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами. (Это опыт). Мучение греха будет пробуждать его от сладкого сна, потому что душа будет в тесноте, связанная пленицами греха. Теперь положим, что человека, отшедшего ко сну в каком-нибудь грехе и мучимого грехом, постигнет ночью смерть: не явно ли, что душа отойдет в тот век в мучении, и так как после смерти нет места покаянию, то она будет мучиться там смотря по мере своих грехов. Об этом свидетельствует и Священное Писание [Мф. 25, 46; Рим. 2, 6, 9; 2 Кор. 5, 10 и др.].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
" 32–39 ст

«      Ст. 31 и 32. Когда же приидет Сын Человеческийсоберутся пред Ним все народы… Пред Судиею всего мира соберутся вси языцы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго пришествия, и все – в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню.» [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.131]

"      Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ: красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога от сложения или прежде создания мира (Ср.: Мф. 25, 34). К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, ибо много званых, а мало избранных (Ср.: Лк. 14, 24). Прочь, слепота сердечная; дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908, май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.40]

"      Приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Что ты говоришь, Господи, - приидите, наследуйте... Твои глаголы совершенно верны и истинны. Нам уготовано безмерною благостью Божией царство вечное, нетленное, где нет нужды, болезней, печали и воздыхания, тления и смерти, но вечное наслаждение, вечная радость и правда. И мы, маловерные и суетные, не ревнуем, нерадим об этом царстве, в котором праведники будут царствовать вечно с Богом и в Боге. О, как мы слепы, пристрастны к видимому и временному! Как мы жалки и глупы, несмысленны! Отрекаемся от вечного блаженства, сожития с Богом и святыми и прилепляемся к праху, к сновидению, к тьме и смраду духовному." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., с.125]

"     Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25, 40]. Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым изволением [Рим. 12, 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается наследие нетленное на небесах [1 Пет. 1, 4]; для человека Бог Отец Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.413]

"     Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Мне, вашему Господу, сотвористе, сотворив милость единому сих братий Моих меньших [Мф. 25, 40]." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.442]

"     Сын Божий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою для искупления многих (верующих) (Мф. 20, 28). Неверующие не спасутся; и из православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не сотвористе единому сих братии Моих менших, ни Мне сотвористе (Ср.: Мф. 25, 40). Мало спасающихся. Много званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк. 14, 24) за пристрастие к здешней жизни и за неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ср.: Ис. 6, 10). Лисицы имеют норы, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить (Ср.: Мф. 8, 20)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908, май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.37]

"      Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем: ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертию тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не чрез весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий Суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день. Я ужасаюсь при одной мысли о последнем Суде. Вот я умом своим созерцаю Судию грозного и светолепного, пред Которым в страхе предстоит все небо, все Ангельские чиноначалия, Судию всеведущего, Которому не нужно доносить, кто чем виноват из подсудимых, Судию всеправедного, Который воздаст каждому по делам и Который скажет грешникам: «Я отдал за вас на смерть Единородного, возлюбленного Сына Моего, чтобы сделать из вас народ святой, царское священство, людей новых, а вы не устыдились беззаконничать и тогда, как Этот Единородный Сын Мой со Креста, облитый кровию, измученный, совсем изнемогший ради вас, призывал вас отложить ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облещись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины. Я сделал все для вашего вечного благополучия, но вы были так жестки и нераскаянны, что не хотели пользоваться неоцененными дарами Моей благости: так идите же туда, куда вы шли всю жизнь, — в вечный тартар, на вечные мучения. У Меня нет мест для таких негодных тварей. Отъидите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое» (Рим. 2, 9)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.94]

"      Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку вечную... (Мф. 25, 41-46)." [6, с.61]

"      Всех грешников неверующих и нераскаянных ожидает вечное наказание, вечная мука, уготованная диаволу и ангелам его (Мф. 25,41), и справедливо, потому что они делали зло и исполняли волю его злую и пагубную. Каждый из нас испытывает в себе наказание за грех: смущение, скорбь и тесноту (Рим. 2, 9)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., с.119]

 

     Бог даровал тебе Свои щедрые дары для того, чтобы чрез руки твои препослать их другим, нуж­дающимся: дары Божий, а не твои и тогда, когда ты обладаешь ими, собрав их на службе своими трудами или получив их в наследство. Ты ска­жешь: я трудился. Что говорить? Все мы и рожда­емся на труд, и в этом твоей заслуги нет: в поте лица снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), сказано. Но в том дело, что ты трудишься и за труды свои полу­чаешь с избытком, тогда как другой трудится больше тебя и тяжелее тебя невпример, а за труды получает вознаграждение малое. Не видишь ли, яко Бог праведен во словесех Своих и в делах Сво­их и достаточных, но скупых щедро накажет за удержание Его щедрых даров и неподаяние их меньшей братии Его (Ср.: Мф. 25, 40)? + Да, все Божие, и только наше самолюбие и корыстолюбие приписывает Божие — себе и самолюбиво одно само им пользуется и считает великим одолжени­ем для ближних, когда пожертвует для них чем-нибудь немногим; только диавол, вечный лжец и обманщик, хулит чрез нас присноелавное и пре-прославленое имя Бога нашего, щедрого и милос­тивого, — чрез наше любостяжание, необщитель­ность и скупость. Он, ничего не имеющий, а осо­бенно не имеющий и тени любви и какого-нибудь добра, вечно старается поселить в нас нелюбовь и необщительность друг к другу, он поселяет в нас чувства бедности, когда мы богаты, он не терпит в нас радушия и гостеприимства. Ты же, раб Божий, всегда все считай Божиим, не своим, и не стой, когда тебе предстоит пожертвовать братии дара­ми Господними, да не остановишь на одном себе щедрот Его, да не наградишь сам себя сверх меры и сверх заслуг твоих и да не навлечешь на тебя тем большего наказания на Суде: ибо суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13). ”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.663]

     Литургия, во время которой совершается это Таинство, живописует пред нами всю жизнь Ии­суса Христа от колыбели Его и до Вознесения на небо; — а Святые Тайны являют личное Его при­сутствие, безмерную любовь Господа к Своему разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и образе человека показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по образу Божию, но униженной, обезображен­ной, расслабленной и умерщвленной грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и свято, то он будет равен Анге­лам и будет с ними вечно жить и ликовать беско­нечные веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов, нет более никого выше и доро­же человека, — человека, коему Он уподобился, за которого пострадал, умер и воскрес; что все небо и Царство Небесное есть наследие человека, и кроме него нет больше наследников, коим было бы сказано: придите, благословенный Отца Мо­его, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.78]

     Ближнего надо тогда еще более любить, ког­да он согрешает против Бога или против нас, ибо тогда он болен, тогда он в беде душевной, в опас­ности, тогда-то и надо помилосердствовать и по­молиться о нем и приложить к его сердцу цели­тельный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Проща­юще друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ср.: Кол. 3, 13). Все грехи и страсти, брани и свары — суть истинно болезни душевные: так и надо смотреть на них. Или все страсти — пожар души, великий огонь, свирепеющий внут­ри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда мы будем увеличивать этот пламень новым адским пламенем — своею собственною злобою и раздра-жительностию и будем, таким образом, помощни­ками духов злобы (Еф. 6, 12), усиливающихся во всякое время производить всякое душевное запа-ление в бедных людях посредством многоразлич­ных страстей. + Мы сами себе снискиваем геен-ский огонь, и, если не раскаемся и не будем впредь мудрыми на добро, а просты на зло (Рим. 16, 19), то осудимся вместе с диаволом и аггелами его на мучение в озере огненном (Ср.: Мф. 25, 41; Откр. 21, 8). Итак, не позволим победить себя злу, но будем побеждать благим злое (Ср.: Рим. 12, 21). Окаянные мы человеки (Ср.: Рим. 7, 24)! Как мы доселе не научимся считать всякий грех великою бедою нашей души и сострадать душевно, искренно, с любовию впадающим в такую беду! Для чего не бежим от него, как от яда, как от змеи? Для чего коснеем в нем? Для чего мы и о себе не жале­ем, когда подвергаемся какому-либо греху? Для чего не плачем пред Господем, сотворшим нас (Ср.: Пс. 94, 6)?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.422]

     Когда приходит к тебе прихожанин звать тебя к требе (особенно если к больному для напутствия или к больному младенцу для поспешного Креще­ния), — иди немедленно, благодушно и с охотою и не отсылай к другому священнику, хотя ты и не очередной, кроме разве тех случаев, когда ты за­нят другим нужным делом; считай приобретени­ем всякое служение благу ближнего, особенно в духовной его нужде, зная твердо, что ты служишь Самому Христу, — Иже воздаст комуждо по де­лом его (Ср.: Откр. 22, 12). Понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвори­сте (Мф. 25, 40), говорит Он, — и если получишь из-за служения ближним болезнь или подверг­нешься напасти, обиде или беде, скорби и нужде, считай это за великую милость Господа, Который удостоивает тебя таким образом счастия иметь жребий в числе положивших душу свою за други своя (Ср.: Ин. 15, 13) и соответствующей за то на­грады на небесах (Ср.: Мф. 5, 12).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.170]

     Есть странные люди, которые считают священ­ным долгом навестить в болезни чужих, между тем как не считают долгом навестить своих во время их болезни; помогают посторонним бедным и не помо­гают своим; ласковы к другим и холодны к своим. Что это значит? Что за превращение нравственно­го порядка? Что за лицемерие? — Апостол гово­рит: иже о своих, паче же о присных не промыш­ляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть (1 Тим. 5, 8). Что значит такое странное пове­дение? Действие скрытой злобы, что ли, к своим? Привычка ли к ним и, вследствие привычки, пре­небрежение ими? — Если злоба, то надо стараться тотчас же искоренить ее из сердца, ибо злоба — свойство диавола и никакой злобный человеконе­навистник не имеет достояния в Царстве Христа и Бога. Тебе говорю: злобный! Вырви из сердца злобу к своему или к своим, тебя отревает от них диаволь-ская злоба и боязнь сблизиться с ними сердечно, от души, голосом сердца заговорить с ними: не бойся, приближься к ним, обласкай их от души словом, взглядом, любезностию движений, предложением услуг — и увидишь на деле, как у тебя будет хоро­шо, мирно, усладительно на душе от такого образа действий вместо прежнего смущения, тяжести, тес­ноты недовольства собою — это явный знак Божие-го к тебе благоволения, как то — неблаговоления. Если же холодность к своим происходит от привыч­ки и пренебрежения: брось негодную привычку, это диавольское обольщение. Человек-христианин все­гда образ Божий, всегда член Христов, храм Свя-тагоДуха?, всегда бесценное существо, стоящее вся­кого почтения и попечения. Помяни Христа, гово­рящего: болен бех, и приидосте ко Мне (Ср.: Мф. 25, 36). Видишь: Христос в всяком больном, кто бы он ни был — свой или чужой. А ты пренебрегаешь своего? — Грех тебе!“[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.494]

      Но именем Божиим умоляю вас, позаботьтесь о наследовании Царствия Небесного, уготован­ного нам еще прежде, чем сложил Творец этот пре­красный мир, позаботьтесь всеми силами избе­жать вечной муки, уготованной также от сло­жения мира диаволу и аггелом его (Ср.: Мф. 25, 34, 41), а потом и грешникам нерадивым и нерас­каянным. — Ей, уверяем вас Словом Божиим: не­сомненно будет и блаженство вечное праведных на небесах и мука вечная грешников нераскаянных во аде. Или верьте или хоть не верьте: без вашей веры или неверия все это будет. Если вы неверны, то Бог всегда верен Сам Себе: отрещися бо Себе не может (Ср.: 2 Тим. 2, 13) и исполнит все, что предсказал.“[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.418]

     Благодарю Тебя, Человеколюбче, яко вчера (18 мая) трижды избавил еси меня, многостраст­ного, от омрачения, скорби, тесноты и запаления злобы и презорства: в первый раз на протоиерея, во второй — на нищих и в третий — тоже на них. Приложил я с верою всеспасительный бальзам имени Твоего к сердцу моему: и оно очистило, прохладило и умиротворило сердце мое; только в первый раз это сделалось скоро и легко, во вто­рой — труднее, в третий же — гораздо труднее, по реченному: се, здрав был ecu: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). — Ох! Ока­янный я человек (Рим. 7, 24)! Зачем доселе злоба еще живет во мне, зачем не умерла она? — От пре­сыщения, от гордости, от тайной уверенности, что другие — ничто, грязь, что я лучше и выше дру­гих , тогда как на самом деле я хуже всех. Но за что мы нищих презираем? Они же бедствуют из-за же­стокосердия нас, богатых, да мы же еще их и пре­зираем. Даем гроши да копейки, а вместе с ними дарим им злобу и презорство свое? Даем гроши да копейки, да за эти гроши и копейки готовы их съесть? Зачем-де торчите тут на глазах, — как буд­то им и стоять уже нельзя в церкви или папер­ти? — О, мы самолюбцы окаянные! Еда единый все литься хотим на земли (Ср.: Ис. 5, 8)? — Нет: ни­щие всегда нужны в обществе, и Господь допуска­ет нищету. Нужны они, да покажем на них хрис­тианскую любовь свою, кротость, смирение и ще­дрость; да познаем из нищеты телесной свою душевную нищету; да познаем, что мы сами ниче­го не внесли в мир сей и изнести ничего не можем (Ср.: 1 Тим. 6, 7), — нищие нужны для обличения нашей роскоши и нашего жестокосердия и, нако­нец — для чего? — Да безответны явимся на Страшном Суде Христовом, да оправдим Бога во словесех Его, да победит Он, внегда судити нас (Ср.: Пс. 50, 6), и да скажет Он: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаво-лу и аггелом его: взалкахся бо, и не даете Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене (Мф. 25, 41-43). Вот будущие судии наши. Не прогневайтесь: они такие же со­вершенно человеки, как и мы. Нам угодно прези­рать их, а Богу — праведно угодно возвысить их. — Почто гордимся мы, земля и пепел (Ср.: Быт. 18, 27)? — 19 мая 1864 года. Вторник. “[11.с.168]

     Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [Мк. 8, 38]; не восхотел благосло­вения,    оно и удалится от него... [Пс. 108, 17]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [Гал. 6, 14]. Приидите, благословенные Отца Моего... [Мф. 25, 34]; идите от Меня, проклятые (отвер­гавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение — так клятва. Если не хотите благословения, то клятву пре­подать вам? Разве пустая церемония и форма — крест­ное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы — а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 13. 1867-1868. Издательство: Булат, Москва. 2008 г., 280 стр.,с.198]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.