И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку вечную... (Мф. 25, 41-46).
Никто да не думает, что грех есть нечто маловажное; нет, грех страшное зло, убивающее душу ныне и в будущем веке. Грешник в будущем веке связывается по рукам и по ногам (говорится о душе) и ввергается во тьму кромешную, как говорит Спаситель: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю [Мф. 22, 13], т.е. он совершенно теряет свободу всех сил душевных, которые, будучи созданы для свободной деятельности, терпят через это какую-то убийственную бездейственность для всякого добра: в душе сознает грешник свои силы и в то же время чувствует, что силы его связаны нерасторжимыми какими-то цепями: пленицами своих грехов кийждо затязается [Притч. 5, 22]; к этому прибавьте страшное мучение от самих грехов, от сознания безрассудства своего во время земной жизни, от представления прогневанного Творца. И в нынешнем веке грех связывает и убивает душу; кто из богобоящихся не знает, какая скорбь и теснота поражает их душу, какой мучительно палящий огонь свирепеет в груди их, когда сделан ими какой-либо грех? Но связывая и убивая душу временно, грех убивает ее и вечно, если мы здесь не раскаемся от всего сердца в наших грехах и беззакониях. Вот и опытное доказательство того, что грех убивает душу временно и вечно. Если случится кому-либо из богобоязненных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые сделаны днем и мучили душу, то мучение это будет сопровождать человека целую ночь дотоле, пока он сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами. (Это опыт). Мучение греха будет пробуждать его от сладкого сна, потому что душа будет в тесноте, связанная пленицами греха. Теперь положим, что человека, отшедшего ко сну в каком-нибудь грехе и мучимого грехом, постигнет ночью смерть: не явно ли, что душа отойдет в тот век в мучении, и так как после смерти нет места покаянию, то она будет мучиться там смотря по мере своих грехов. Об этом свидетельствует и Священное Писание [Мф. 25, 46; Рим. 2, 6, 9; 2 Кор. 5, 10 и др.].
«Ст. 31 и 32. Когда же приидет Сын Человеческий… соберутся пред
Ним все народы… Пред Судиею всего мира соберутся
вси языцы, то есть все народы, какие были от начала мира до второго
пришествия, и все – в измененном виде, нетленные, тонкие. На Суде этом
оправдывают и доставляют блаженное бессмертие дела милосердия. Помни же это всегда и не ленись подавать милостыню.»[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005
г., 298 стр.,c.131]
"Слепота злокачественная и суетная
покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота?
Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех
вещественных благ: красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и
пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр,
художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной
жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога от
сложения или прежде создания мира (Ср.: Мф. 25, 34).
К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, ибо
много званых, а мало избранных (Ср.: Лк. 14, 24).
Прочь, слепота сердечная; дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне
ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага." [Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908,
май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.40]
" Приидите, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Что ты говоришь, Господи, - приидите,
наследуйте... Твои глаголы совершенно верны и истинны. Нам уготовано
безмерною благостью Божией царство вечное, нетленное, где нет нужды,
болезней, печали и воздыхания, тления и смерти, но вечное наслаждение, вечная
радость и правда. И мы, маловерные и суетные, не ревнуем, нерадим об этом
царстве, в котором праведники будут царствовать вечно с Богом и в Боге. О,
как мы слепы, пристрастны к видимому и временному! Как мы жалки и глупы,
несмысленны! Отрекаемся от вечного блаженства, сожития с Богом и святыми и
прилепляемся к праху, к сновидению, к тьме и смраду духовному."[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство:
Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр., с.125]
" Благотвори бедному доброхотно, без
мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного
благотворишь Самому Христу, по писанному: понеже сотвористе единому сих
братий Моих меньших, Мне сотвористе [Мф. 25, 40]. Знай, что милостыня твоя
всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим; знай, что твоя
милостыня есть земля и прах; знай, что с вещественною милостью непременно
должна об руку следовать духовная: ласковое, братское с чистосердечною
любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не
покажи гордого вида. Подаваяй, сказано, в простоте, милуяй с добрым
изволением [Рим. 12, 8]. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни
вещественной чрез неоказание духовной. Знай, что Владыка на суде и добрые
дела будет испытывать. Помни, что для человека небо и земля, ибо ему соблюдается
наследие нетленное на небесах [1 Пет. 1, 4]; для человека Бог Отец
Сына Своего единородного не пощадил, но за него отдал на смерть. Диавол, по
нашему лукавству, запинает нас в добрых делах наших." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.413]
" Милостыня есть семя; если желаешь, чтобы
она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в
простоте и от доброго, милостивого, сострадательного сердца, да будь уверен,
что не столько теряешь, или, лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь
бесконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца, с
верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. Мне,
вашему Господу, сотвористе, сотворив милость единому сих братий Моих
меньших [Мф. 25, 40]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.442]
"Сын Божий не для того пришел, чтобы
Ему служили, но чтобы послужить (спасению нашему) и отдать душу Свою
для искупления многих (верующих) (Мф. 20, 28). Неверующие не спасутся; и из
православных многие не спасутся за жестокосердие и немилосердие. Понеже не
сотвористе единому сих братии Моих менших, ни Мне сотвористе (Ср.:
Мф. 25, 40). Мало спасающихся. Много
званых, но мало избранных. Ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери (Лк. 14, 24) за пристрастие к здешней жизни и за
неверие и холодность к Богу и дебелость сердца (Ср.: Ис. 6, 10). Лисицы имеют норы, и птицы
небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имеет где голову приклонить (Ср.:
Мф. 8, 20)." [Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908,
май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.37]
"Смотри, человек жесткий и грубый душою,
плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем: ты собираешь беду на свою
голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертию тотчас тебя ожидает праведный
суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не чрез весьма
продолжительное время, и Страшный всеобщий Суд, великий день гнева и
откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где
ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший
во времени день. Я ужасаюсь при одной мысли о последнем Суде. Вот я умом
своим созерцаю Судию грозного и светолепного, пред Которым в страхе предстоит
все небо, все Ангельские чиноначалия, Судию всеведущего, Которому не нужно доносить,
кто чем виноват из подсудимых, Судию всеправедного, Который воздаст каждому
по делам и Который скажет грешникам: «Я отдал за вас на смерть Единородного,
возлюбленного Сына Моего, чтобы сделать из вас народ святой, царское
священство, людей новых, а вы не устыдились беззаконничать и тогда, как Этот
Единородный Сын Мой со Креста, облитый кровию, измученный, совсем изнемогший
ради вас, призывал вас отложить ветхого человека, тлеющего в похотях
прелестных, и облещись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии
истины. Я сделал все для вашего вечного благополучия, но вы были так жестки и
нераскаянны, что не хотели пользоваться неоцененными дарами Моей благости:
так идите же туда, куда вы шли всю жизнь, — в вечный тартар, на вечные
мучения. У Меня нет мест для таких негодных тварей. Отъидите от Мене,
проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Скорбь и теснота на всяку душу человека
творящаго злое» (Рим. 2, 9)."[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.94]
" Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят
все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь
всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад
еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как
сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку
вечную... (Мф. 25, 41-46)."[6, с.61]
“Бог даровал тебе Свои щедрые дары
для того, чтобы чрез руки твои препослать их другим, нуждающимся: дары
Божий, а не твои и тогда, когда ты обладаешь ими, собрав их на службе своими
трудами или получив их в наследство. Ты скажешь: я трудился. Что говорить?
Все мы и рождаемся на труд, и в этом твоей заслуги нет: в поте лица снеси
хлеб твой (Быт. 3, 19), сказано. Но в том дело, что ты трудишься и за
труды свои получаешь с избытком, тогда как другой трудится больше тебя и
тяжелее тебя невпример, а за труды получает вознаграждение малое. Не видишь
ли, яко Бог праведен во словесех Своих и в делах Своих и достаточных, но
скупых щедро накажет за удержание Его щедрых даров и неподаяние их меньшей
братии Его (Ср.: Мф. 25, 40)? + Да, все Божие, и только наше самолюбие и
корыстолюбие приписывает Божие — себе и самолюбиво одно само им пользуется и
считает великим одолжением для ближних, когда пожертвует для них чем-нибудь
немногим; только диавол, вечный лжец и обманщик, хулит чрез нас присноелавное
и пре-прославленое имя Бога нашего, щедрого и милостивого, — чрез наше
любостяжание, необщительность и скупость. Он, ничего не имеющий, а особенно
не имеющий и тени любви и какого-нибудь добра, вечно старается поселить в нас
нелюбовь и необщительность друг к другу, он поселяет в нас чувства бедности,
когда мы богаты, он не терпит в нас радушия и гостеприимства. Ты же, раб
Божий, всегда все считай Божиим, не своим, и не стой, когда тебе предстоит
пожертвовать братии дарами Господними, да не остановишь на одном себе щедрот
Его, да не наградишь сам себя сверх меры и сверх заслуг твоих и да не
навлечешь на тебя тем большего наказания на Суде: ибо суд без милости не
сотворшему милости (Иак. 2, 13). ”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.663]
“Литургия, во время которой совершается это Таинство, живописует пред нами
всю жизнь Иисуса Христа от колыбели Его и до Вознесения на небо; — а Святые
Тайны являют личное Его присутствие, безмерную любовь Господа к Своему
разумному созданию; а высокое явление Бога во плоти и образе человека
показывает, братия мои, достоинство природы человеческой, сотворенной по
образу Божию, но униженной, обезображенной, расслабленной и умерщвленной
грехом. Оно удостоверяет нас, что если человек будет жить на земле праведно и
свято, то он будет равен Ангелам и будет с ними вечно жить и ликовать бесконечные
веки; что у Бога, после Божией Матери и святых Ангелов, нет более никого выше
и дороже человека, — человека, коему Он уподобился, за которого пострадал,
умер и воскрес; что все небо и Царство Небесное есть наследие человека, и кроме
него нет больше наследников, коим было бы сказано: придите, благословенный
Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.
25, 34).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово.
Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.78]
“Ближнего надо тогда еще более
любить, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо тогда он болен,
тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и
помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь — слово
ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви. Прощающе друг
другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ср.: Кол. 3, 13).
Все грехи и страсти, брани и свары — суть истинно болезни душевные: так и
надо смотреть на них. Или все страсти — пожар души, великий огонь,
свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою
любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей.
Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда мы будем увеличивать этот пламень
новым адским пламенем — своею собственною злобою и раздра-жительностию и
будем, таким образом, помощниками духов злобы (Еф. 6, 12),
усиливающихся во всякое время производить всякое душевное запа-ление в бедных
людях посредством многоразличных страстей. + Мы сами себе снискиваем
геен-ский огонь, и, если не раскаемся и не будем впредь мудрыми на добро,
а просты на зло (Рим. 16, 19), то осудимся вместе с диаволом и
аггелами его на мучение в озере огненном (Ср.: Мф. 25, 41; Откр.
21, 8). Итак, не позволим победить себя злу, но будем побеждать
благим злое (Ср.: Рим. 12, 21). Окаянные мы человеки (Ср.:
Рим. 7, 24)! Как мы доселе не научимся считать всякий грех великою бедою
нашей души и сострадать душевно, искренно, с любовию впадающим в такую беду!
Для чего не бежим от него, как от яда, как от змеи? Для чего коснеем в нем?
Для чего мы и о себе не жалеем, когда подвергаемся какому-либо греху? Для
чего не плачем пред Господем, сотворшим нас (Ср.: Пс. 94, 6)?”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.422]
“Когда приходит к тебе прихожанин
звать тебя к требе (особенно если к больному для напутствия или к больному
младенцу для поспешного Крещения), — иди немедленно, благодушно и с охотою и
не отсылай к другому священнику, хотя ты и не очередной, кроме разве тех
случаев, когда ты занят другим нужным делом; считай приобретением всякое
служение благу ближнего, особенно в духовной его нужде, зная твердо, что ты
служишь Самому Христу, — Иже воздаст комуждо по делом его (Ср.: Откр.
22, 12). Понеже сотвористе единому сих братии Моих менших, Мне сотвористе
(Мф. 25, 40), говорит Он, — и если получишь из-за служения ближним
болезнь или подвергнешься напасти, обиде или беде, скорби и нужде, считай
это за великую милость Господа, Который удостоивает тебя таким образом
счастия иметь жребий в числе положивших душу свою за други своя (Ср.:
Ин. 15, 13) и соответствующей за то награды на небесах (Ср.: Мф. 5,
12).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV.
1862.Издательство «Отчий Дом».
Москва.2006, 670 стр.,с.170]
“Есть странные люди, которые считают
священным долгом навестить в болезни чужих, между тем как не считают долгом
навестить своих во время их болезни; помогают посторонним бедным и не помогают
своим; ласковы к другим и холодны к своим. Что это значит? Что за превращение
нравственного порядка? Что за лицемерие? — Апостол говорит: иже о своих,
паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть
(1 Тим. 5, 8). Что значит такое странное поведение? Действие скрытой
злобы, что ли, к своим? Привычка ли к ним и, вследствие привычки, пренебрежение
ими? — Если злоба, то надо стараться тотчас же искоренить ее из сердца, ибо
злоба — свойство диавола и никакой злобный человеконенавистник не имеет
достояния в Царстве Христа и Бога. Тебе говорю: злобный! Вырви из сердца
злобу к своему или к своим, тебя отревает от них диаволь-ская злоба и боязнь
сблизиться с ними сердечно, от души, голосом сердца заговорить с ними: не
бойся, приближься к ним, обласкай их от души словом, взглядом, любезностию
движений, предложением услуг — и увидишь на деле, как у тебя будет хорошо,
мирно, усладительно на душе от такого образа действий вместо прежнего
смущения, тяжести, тесноты недовольства собою — это явный знак Божие-го к
тебе благоволения, как то — неблаговоления. Если же холодность к своим
происходит от привычки и пренебрежения: брось негодную привычку, это
диавольское обольщение. Человек-христианин всегда образ Божий, всегда
член Христов, храм Свя-тагоДуха?, всегда бесценное существо, стоящее
всякого почтения и попечения. Помяни Христа, говорящего: болен бех, и
приидосте ко Мне (Ср.: Мф. 25, 36). Видишь: Христос в всяком больном, кто
бы он ни был — свой или чужой. А ты пренебрегаешь своего? — Грех тебе!“[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.494]
“Но именем Божиим умоляю вас, позаботьтесь
о наследовании Царствия Небесного, уготованного нам еще прежде,
чем сложил Творец этот прекрасный мир, позаботьтесь всеми силами
избежать вечной муки, уготованной также от сложения мира диаволу
и аггелом его (Ср.: Мф. 25, 34, 41), а потом и грешникам нерадивым и
нераскаянным. — Ей, уверяем вас Словом Божиим: несомненно будет и
блаженство вечное праведных на небесах и мука вечная грешников нераскаянных
во аде. Или верьте или хоть не верьте: без вашей веры или неверия все это
будет. Если вы неверны, то Бог всегда верен Сам Себе: отрещися
бо Себе не может (Ср.: 2 Тим. 2, 13) и исполнит все, что предсказал.“[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.418]
“Благодарю Тебя, Человеколюбче, яко
вчера (18 мая) трижды избавил еси меня, многострастного, от омрачения,
скорби, тесноты и запаления злобы и презорства: в первый раз на протоиерея,
во второй — на нищих и в третий — тоже на них. Приложил я с верою всеспасительный
бальзам имени Твоего к сердцу
моему: и оно очистило, прохладило и умиротворило сердце мое; только в первый
раз это сделалось скоро и легко, во второй — труднее, в третий же — гораздо
труднее, по реченному: се, здрав был ecu: ктому не согрешай, да не горше
ти что будет (Ин. 5,
14). — Ох! Окаянный я человек (Рим. 7, 24)! Зачем доселе злоба еще
живет во мне, зачем не умерла она? — От пресыщения, от гордости, от тайной
уверенности, что другие — ничто, грязь, что я лучше и выше других , тогда
как на самом деле я хуже всех. Но за что мы нищих презираем? Они же бедствуют
из-за жестокосердия нас, богатых, да мы же еще их и презираем. Даем гроши
да копейки, а вместе с ними дарим им злобу и презорство свое? Даем гроши да
копейки, да за эти гроши и копейки готовы их съесть? Зачем-де торчите тут на
глазах, — как будто им и стоять уже нельзя в церкви или паперти? — О, мы
самолюбцы окаянные! Еда единый вселиться хотим на земли (Ср.:
Ис. 5, 8)? — Нет: нищие всегда нужны в обществе, и Господь допускает нищету.
Нужны они, да покажем на них христианскую любовь свою, кротость, смирение и
щедрость; да познаем из нищеты телесной свою душевную нищету; да познаем,
что мы сами ничего не внесли в мир сей и изнести ничего не можем (Ср.:
1 Тим. 6, 7), — нищие нужны для обличения нашей роскоши и нашего
жестокосердия и, наконец — для чего? — Да безответны явимся на Страшном Суде
Христовом, да оправдим Бога во словесех Его, да победит Он, внегда
судити нас (Ср.: Пс. 50, 6), и да скажет Он: идите от Мене, проклятии,
во огнь вечный, уготованный диаво-лу и аггелом его: взалкахся бо, и не даете
Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене (Мф.
25, 41-43). Вот будущие судии наши. Не прогневайтесь: они такие же совершенно
человеки, как и мы. Нам угодно презирать их, а Богу — праведно угодно
возвысить их. — Почто гордимся мы, земля и пепел (Ср.: Быт. 18, 27)? —
19 мая 1864 года. Вторник. “[11.с.168]
“Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто
постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того
постыдится и Сын Человеческий... [Мк. 8, 38]; не восхотел благословения,—оно и удалится от него... [Пс. 108, 17]; я не желаю хвалиться,
разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят,
и я для мира [Гал. 6, 14]. Приидите, благословенные Отца Моего... [Мф.
25, 34]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф.
25, 41]. Не благословение — так клятва. Если не хотите благословения, то
клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма — крестное знамение?
О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным
знамением бежат бесы — а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 13. 1867-1868. Издательство:
Булат, Москва. 2008 г.,
280 стр.,с.198]