Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
"Заповеди Спасителя, выбранные из
Евангелия: должно творить плоды покаяния всякому, а то и секира при корени
древа, то есть при корне нашей жизни, лежит: всякое дерево, не приносящее
плодов добрых, посекается и во огнь вметается (Мф.
3, 10). Заповеди о блаженствах. "[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга
вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.296]
"Гл. 3, ст.
10. Всяко древо, еже не творит плода добра,
посекаемо бывает и во огнь вметаемо.
В Палестине деревья большею частию плодовые
(фруктовые). Как деревья вырастил Господь с тем, чтобы они приносили плоды,
так и людей создал и возрастил Он для того, чтобы они приносили плоды
добродетели. У деревьев есть врожденные Богом сила и способность приносить
плоды — иначе Бог и не стал бы требовать от них плодов; и люди имеют
способность делать добрые дела — иначе Бог и не обязывал бы нас к
добродетели. Деревья, принося плоды, достигают цели своего существования, а не принося их, уклоняются от нее, и потому делаются и
для других негодными и сами по себе вялыми и безжизненными, так же — люди.
Делая добрые дела, они достигают цели своего бытия, а не делая их или творя
только худые дела, они и для Бога делаются негодными плевелами, и сами по
себе — вялы и безжизненны по душе и даже по телу, так что никуда не годятся,
как только в землю или в огонь."[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005
г., 298 стр.,c.62]
"Часто секира
лежит при корени самого древа (Мф. 3, 10; Лк. 3, 9), то есть при
сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце
моем — в самом исходище моей жизни: и это при каждом грехе. Оброцы греха —
смерть (Рим. 6, 23), прежде в сердце, а потом уже и в теле. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения.
Дневник. Том II. 1859-1860.Издательство «Отчий Дом». Москва.2003, 808 стр.,c.223]
"Сравнение
между деревцом и человеком. Слышишь, как шумит деревцо листьями, видишь, какое
оно высокое, толстое, сколько на нем ветвей, как оно раскинуло их далеко? Но
вся эта вышина, толщина, эта ветвистость, все эти листья — дело Божие: Бог
причина всего этого. Есть теперь это деревцо — видишь ты его и слышишь шум
листьев его; но еще недавно прошло то время, когда его не было. Так и ты.
Поднялся ты от земли, статен ты, ветви пустил ты от себя — юное поколение;
много на тебе и листьев, то есть разных придаточных даров тебе Божиих:
почестей, богатства и прочего — ты в гордости и самозабвении шумишь ими, ветр
князя воздушного (Ср.: Еф. 2, 2) играет в твоей душе ими. А ведь не подумаешь
ты, что все это у тебя Божие; а ведь чувства благодарности нет в сердце.
Спроси себя: что у тебя было за несколько лет назад? Где ты весь сам был за
несколько лет? О! Не шуми мне, не шуми мне твоими листьями, а лучше в тишине
сердца благодари Бога, что Он возрастил и украсил тебя. Посмотри-ка, ведь ты
на диво себе самому существуешь — из ничего. -Не забывай, что недолго тебе
красоваться на этом свете. Смотри: секира при корени древа лежит: всяко
древо не творящее плода добра посекается и во огнь вметается (Лк. 3, 9).
Слыхал ты это? Знал ты это, что при всей твоей гордости ты как деревцо в саду
Небесного Вертоградаря, Который, не спросившись тебя, дал тебе жизнь,
вырастил и украсил, обогатил тебя всеми дарами Своими, духовными и
вещественными, и, коли ты будетi. неверен, неблагодарен пред Ним,
не захочешь узнать в дарах тебе Божиих Благодетеля своего -тоже не спросясь
тебя и против воли твоей, как бесплодное деревцо, напрасно только землю
занимавшее, посечет тебя и в вечный огонь бросит тебя (Ср.: Мф. 3, 10)? Ведь
это совершенно истинно и — долго ли этому случиться? Помни, что у тебя и у
дерева — Творец один. Но отчего Бог создал тебя не деревом, а человеком? —
Причина тому заключается единственно в Его благости. Он захотел и на тебе
удивить Свои милости, чтобы злоба твоя не одолела Его неизглаголанной
благости и милосердия*, чтобы от тебя хотя других научить, как Он долготерпелив
и многомилостив (Пс. 102, 8). "[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том II. 1859-1860.Издательство «Отчий Дом». Москва.2003, 808
стр.,c.589]