С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же не должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12,34). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, и потому также естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою (Мол. Анны, мат. Самуила).
О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [Мф. 4, 17], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [Мф. 3, 6], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [Мф. 12, 34]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила].
123. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицем исповедующим. Иначе, это не будет покаяние. Покайтесь, сказано, приближися бо царство небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна) исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная привычкою и обычаем. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе благодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста; от избытка сердца уста глаголят (Мф. 12, 34). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, и потому также естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще, молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господом изливаю душу мою (Мол. Анны, мат. Самуила).
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
"Ст. 17Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Когда ближе было к
людям Царство Небесное, как не тогда, как Сам Царь этого Царства приблизился
к людям во плоти, когда Он, преискренне приобщившись плоти и крови
земнородных, жил между ними слишком тридцать три года?"[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005
г., 298 стр.,c.64]
“Чтобы принять в душу свою Бога и
соединиться с Ним, необходимо покаяние во грехах и
очищение их — от Бога, аще будут греси ваши аки багряное, яко снег убелю:
аще же будут, яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1, 18). Ибо кое
общение свету ко тьме? Кое общение правде к беззаконию?
(2 Кор. 6, 14.) — Никакого. Потому пред явлением Господа Иисуса Христа
народу послан был Предтеча с проповедию о покаянии; и каявшихся крестил во
Иордане — в покаяние (в знак очищения покаянием); потому и
Сам Иисус Христос проповедовал: покайтеся, приближи бо ся Царство
Небесное (Мф. 4, 17). — Только приближилось, говорит; потому что
наступает после искреннего покаяния во грехах. Без
очищения грехов покаянием невозможно соединение с Богом. Потому во все
времена Церковь требовала от имеющих принять
Крещение покаяния и веры во Христа, очищающего грехи наши. Потому и пред
соединением со Христом в Таинстве Причащения
требуется сердечное покаяние и твердое желание исправления. Потому и
священноелужащие пред каждым совершением Литургии и принятием Святых Тайн
Тела и Крови Христовых должны искренно раскаяться в
своих грехах по готовым молитвам — и опытно знают, что Владыка не соединяется
с ними, если они впадут волею или неволею в какой-либо грех пред Причастием,
во время или до обедни и не раскаются в нем от всего сердца, между тем как
он присущ был их сознанию; или если хотя одним помыслом мгновенного сомнения
оскорбят Верного и Истинного Владыку. Так Он свят. Потому и говорится: Свят
ecu, Боже
наш, и во святых почивавши. — Теперь приложи это к Богородице
и ко всем святым. Они — едино с Богом, находятся в общении с Ним тесном и
вечном, неизменном. Как же они должны быть святы, особенно Владычица: ибо и
на небесах есть степени святости, хотя и все святы и нимало не причастны
греху. — Владычица от существа самого дела называется Пресвятою, а другие
святые — только святыми. Вот какою ценою — ценою покаяния, очищения и
освящения достигается блаженное соединение с Богом. — Какого же почитания и
благоговения заслуживают святые?”[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.423]