на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 4
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же не должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12,34). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, и потому также естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою (Мол. Анны, мат. Самуила).
ГЛУБОКАЯ СКОРБЬ И СОКРУШЕНИЕ О ГРЕХЕ.Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ. Общество Свт.Василия Великого "Паломник" - Москва - 1997
     О покаянии. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближибося Царство Небесное [Мф. 4, 17], приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя [Мф. 3, 6], то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют [Мф. 12, 34]. Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому так же естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою [мол. Анны, матери Самуила].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     123. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицем исповедующим. Иначе, это не будет покаяние. Покайтесь, сказано, приближися бо царство небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна) исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная привычкою и обычаем. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе благодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста; от избытка сердца уста глаголят (Мф. 12, 34). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, и потому также естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще, молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господом изливаю душу мою (Мол. Анны, мат. Самуила).
XII. Покаяние в молитве.Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В МИРЕ МОЛИТВЫ.Санкт-Петербург.1991 год
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"Ст. 17 Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Когда ближе было к людям Царство Небесное, как не тогда, как Сам Царь этого Царства приблизился к людям во плоти, когда Он, преискренне приобщившись плоти и крови земнородных, жил между ними слишком тридцать три года?"[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.64]

     Чтобы принять в душу свою Бога и соеди­ниться с Ним, необходимо покаяние во грехах и очищение их — от Бога, аще будут греси ваши аки багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко черв­леное, яко волну убелю (Ис. 1, 18). Ибо кое обще­ние свету ко тьме? Кое общение правде к беззако­нию? (2 Кор. 6, 14.) — Никакого. Потому пред яв­лением Господа Иисуса Христа народу послан был Предтеча с проповедию о покаянии; и каявшихся крестил во Иордане — в покаяние (в знак очище­ния покаянием); потому и Сам Иисус Христос про­поведовал: покайтеся, приближи бо ся Царство Небесное (Мф. 4, 17). — Только приближилось, говорит; потому что наступает после искреннего покаяния во грехах. Без очищения грехов покая­нием невозможно соединение с Богом. Потому во все времена Церковь требовала от имеющих при­нять Крещение покаяния и веры во Христа, очи­щающего грехи наши. Потому и пред соединени­ем со Христом в Таинстве Причащения требуется сердечное покаяние и твердое желание исправле­ния. Потому и священноелужащие пред каждым совершением Литургии и принятием Святых Тайн Тела и Крови Христовых должны искренно раска­яться в своих грехах по готовым молитвам — и опытно знают, что Владыка не соединяется с ними, если они впадут волею или неволею в ка­кой-либо грех пред Причастием, во время или до обедни и не раскаются в нем от всего сердца, меж­ду тем как он присущ был их сознанию; или если хотя одним помыслом мгновенного сомнения ос­корбят Верного и Истинного Владыку. Так Он свят. Потому и говорится: Свят ecu, Боже наш, и во святых почивавши. — Теперь приложи это к Богородице и ко всем святым. Они — едино с Бо­гом, находятся в общении с Ним тесном и вечном, неизменном. Как же они должны быть святы, осо­бенно Владычица: ибо и на небесах есть степени святости, хотя и все святы и нимало не причастны греху. — Владычица от существа самого дела на­зывается Пресвятою, а другие святые — только святыми. Вот какою ценою — ценою покаяния, очищения и освящения достигается блаженное со­единение с Богом. — Какого же почитания и бла­гоговения заслуживают святые?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр..423]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.