и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
"Ст. 4. Не хлебом одним будет жив человек. Но всяким словом,
исходящим из уст Божиих. Познайте хотя бы теперь, когда поститесь телесно,
что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного
только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова
Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для
всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он
приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем [законам] той
планеты, на которой мы живем. Но и ныне наша жизнь не ограничивается только
существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она [земля]
сгорит, — во веки веков, то естественно желать и
требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, именно пищи вечной,
приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души.
Что же это за пища? Это — та пища, которою живут духи
бессмертные — Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во
всех частях своих все миры вселенной, то есть это слово Божие."[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856.
Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.63]
"Сохрани кроткое и
миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью,
или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и
покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше
всего земного и тленного, что любовь твоя николиже отпадает [1 Кор. 13, 8].
От взимающаго твоя, не истязуй [Лк. б, 30];
хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу [Мф. 5, 40].
Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб,
больше чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога
и на Его святое слово. Ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком
глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4, 4].
Заметь: о всяком глаголе. Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать
твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо
Он сказал, и стало; повелел, и явилось [Пс. 32, 9]
создание. Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных,
бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в
бытии. Не роняй безумно достоинства своего бессмертного духа до суетного надеяния на прах земной. Говори: Бог упование
мое, или: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый -
Троица Святая. А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их
лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко
не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков,
ропота, иногда проклятий! - Боже праведный! и этот прах, называемый деньгами,
или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских
душах! - в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: не
пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что
облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в
житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Ищите же прежде Царствия Божия и
правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 25, 26,
33]. Или: не зависит жизнь человека от изобилия его имения [Лк. 12, 15].
Боже мой! до чего мы дожили? Чем мы лучше язычников при своем образе жизни!
Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему?
О, дмение (надмение) сатанинское! О, стыд наш! - Отче Небесный! Ты, ведущий,
ихже требуем, и прежде прошения нашего подающий [ср. Мф. 6, 8],
помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое
милостивое слово, Владыко: не имам от тебе отступити, ниже имам тебе оставити
[Евр. 13, 5],
но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою
волю. "[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский
Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632
стр., т1.,с.207]
" О, глубокопадшая ядию природа наша! О,
треклятейший сатана, чрез яд ввергнувший и ныне
ввергающий нас в тысячи зол! О яд, о пища и питье, столь сильно нас прельщающие ныне! Доколе же мы будем вами прельщаться и
полагать в вас жизнь свою? Доколе мы глубоко не напечатлеем на сердцах своих
словес Спасителя: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком
глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4, 4], и не проведем их в
свою жизнь и деятельность? Доколе жадность, лакомство, пресыщение и пьянство?
Доколе гнусная скупость? Доколе сребролюбие? Доколе
гордость, вражда и злоба наближнего
из-за денег, из-за одежды, жилища, пищи и пития? Тысячи обманов сатаны
посредством пищи, пития, одежды, денег обнаруживаются пред нашими сердечными
очами, и мы все продолжаем еще увлекаться его прелестями как чем-то
действительным, полезным для нас, и ревнуем ни более
ни менее как о пагубной мечте и крайнем собственном душевном и телесном
вреде. Не верьте, братия, обольщению врага ни на мгновение, когда дело идет о
пище и питии, как бы оно, по видимому, ни было
благовидно. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся
приложатся вам [Мф. 6, 33]. Не о хлебех
внимайте, но блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска [Мф. 16, 11; Лк. 12, 1], еже есть лицемерие
в делах веры и благочестия. На веру и благочестие обратите самое сильное
внимание; делайте не брашно гиблющее, но брашню пребывающее в живот
вечный, еже Сын человеческий вам даст [Иоан. 6, 27]. Отдавайте
и последнее, если нужда того потребует, памятуя слова Спасителя: хотящему
судитеся с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу [Мф. 5, 40], т.е.
и последнее отдай из того, что имеешь."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский
монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.209]