“Боже мой! Какая я немощь
нравственная бываю по временам: ничего во мне доброго нет; сердце — как
пень или камень, ни веры в Бога, ни малейшей любви к Нему, как будто нет
Его, Благодетеля. Как будто нет Его, любящего Отца, как будто ты потерял
совсем всякий смысл и чувство сердца! И молитва убегает от сердца: силы нет в сердце искренно молиться! Соль теряет совсем силу
(Ср.: Мф. 5, 13). О, как необходимы тут искушения для
человека-христианина, чтобы расшевелить, пробудить, согреть, смягчить его
каменное и хладное сердце и выбить из него хоть искру сокрытой и подавленной
в нем житейскими похотъми и сластъми благодати
Божией! — Вот изволь после этого кто-нибудь чем-либо хвалиться, как своим!
Всякое, малейшее в тебе добро есть дар благодати Божией — всякая мысль добрая,
светлая, всякое чувство и умиление сердца, всякий добрый порыв сердца,
всякое преспеяние сердца в вере и любви! Как отнимет Господь добро Свое от нас, то мы останемся одними бездушными
истуканами. Страшное дело! — Тогда душа у нас есть, да совсем не то, чем она
быть должна: истукан-душа, какая-то земная душа, без духа, — душа, которая
наравне с душами животных стремится только к пище, питию, увеселениям,
прыганию (танцам). — О! Как я ничтожен, как я окаянен, беден, нищ, слеп и
наг (Откр. 3, 17), когда Господь по грехам моим или для испытания моего
отнимет от меня Духа Своего Святого! Да смиряется же душа моя пред Господом благодеяний и даров во
всякую минуту, мгновение бытия моего, да прибегает к Нему единому с молитвою
о помощи, да не надеется ни в чем на себя, на других людей или на что-либо
земное, но да полагает всю силу свою, все дыхание свое, весь свет свой — в
Боге. Ноября 5 дня 1861 года.”[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр., с.618]
“Одно из самых сильных коварств диаволь-ских есть расслабление леностию сердца, а с ним и
всех сил духовных и телесных: в сердце иссякают вера, надежда и любовь,
делаешься безвером, унылым, бесчувственным к Богу и к людям, делаешься, как соль
обуявшая, потерявшая силу (Ср.: Мф. 5, 13; Лк. 14, 34). (Не верь своему
расслаблению телесному и не думай, что оно — от естественных причин: оно от
расслабления сердца и всего тела диаволом, усиливающимся всячески запнуть нас
во благочестии.) “[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.184]