на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 5
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
     Все молитвы предполагают великую бедность и нищету нашего падшего естества; они предполагают также, что Господь - приснотекущий Источник всякого совершенства, всякого блага, что Он есть наше Сокровище неистощимое. Надо и самым делом иметь на молитве и во всякое время нищету духа. Блажени нищии духом [Мф. 5, 3].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя [Кол. 3, 1, 2], а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам [Иоан. 14, 2]. Наше житие на небесах есть [Филип. 3, 20]. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное [Мф. 5, 3, 20]. Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие [Лк. 18, 16]. Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему.
ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь..Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"      Сегодня (24 сентября) я получил совершенную, полную радость о Господе. Не было ни малейшей тяжести на сердце: Блаженны нищий духом, яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20). Господь вселился в меня именно ради моего смирения. — Призре на смирение раба Своего, Господи! Научи меня смирению. 25 и 26, 28 и 29-го <сентября> так же. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.226]

"      Никогда не наедаться сытно: лишний кусок — лишняя тяжесть, лишнее тление. Не забывай при молитве упадать в глубину своего ничтожества. Помни непрестанно слова Спасителя: блажени нищий духом (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20)." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.344],

"     Все молитвы предполагают великую бедность и нищету нашего падшего естества; они предполагают также, что Господь - приснотекущий Источник всякого совершенства, всякого блага, что Он есть наше Сокровище неистощимое. Надо и самым делом иметь на молитве и во всякое время нищету духа. Блажени нищии духом [Мф. 5, 3]." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.206]

"     Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя [Кол. 3, 1, 2], а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет [акаф. Иис. Сладч., конд. 8]. В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам [Иоан. 14, 2]. Наше житие на небесах есть [Филип. 3, 20]. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное [Мф. 5, 3, 20]. Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть Царствие Божие [Лк. 18, 16]. Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.300]

     Господь томит нас на молитве ожиданием Его милости для того, чтобы мы крепче привязались к Нему сердцем и восчувствовали в Нем всю нуж­ду во всякое мгновение жизни и не пренебрегали Им, Животом нашим. Случается в жизни видеть, что иной человек почтителен к тому человеку, в котором он нуждается, ценит его — пока тот удов­летворяет его нуждам, а как удовлетворил, и тот перестал нуждаться в нем: привязанный прежде того почтением к благодетелю вдруг перестает пи­тать к нему должное чувство почтения и призна­тельности и покидает его. Так люди часто посту­пают и с Богом. Чувствуя всю нужду в Боге, они высоко ценят Его, благоговеют пред Йим; но выве­ди их из нужды, окружи их совершенным благопо­лучием, счастием: они скоро забудут Его, сочтут себя одних виновниками своего благополучия и прилепятся сердцем к земному и тленному. Пото­му-то Господь служащих Ему рабов Своих томит чувством всегдашней нужды в Нем, справедливым чувством их окаянства, бедности, нищеты и сле­поты духовной и ублажает нищих духом прежде всех — говоря, что их уже есть Царство Небесное (Ср.: Мф. 5, 3). — Потому-то молитву соделывает для таких рабов Своих постоянной спутницей их жизни; с ней они припадают к Нему постоянно, как нищие и голодные; и чем постояннее, искреннее и тверже их припадание, тем большее Владыка при­вязывает их к Себе томлением по Нем и тем силь­нейшим желанием Его и тем пламеннейшею любо-вию возгревает их сердца, изнывающие от скорби о грехах и алчбы и жажды благодатного оправда­ния верою в Него (Ср.: Рим. 3, 28).”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр..464]

     О нищете духовной. Нищета духовная состоит в том, чтобы почитать себя как бы несуществующим и Единого Бога Сущим, почитать словеса Его выше всего на свете и не щадить для исполнения их ни­чего, самой жизни своей; волю Божию считать всем для себя и для других, а свою отвергнуть вов­се. Нищий духом (Мф. 5, 3) всем сердцем желает и говорит: да святится имя Твое: да приидет Цар­ствие Твое: да будет воля Твоя (Мф. 6, 9-10); он как бы исчезает для Бога, везде и во всем хочет видеть Его — в себе и в других... Все да будет Твое, не мое. Желает святость Его созерцать в себе и во всех; Царство Его — так же; волю Его — так же; Его Одного видеть всенаполняющим сердца чело­веческие; Его Царство, Его волю, как и должно, потому, что Он Един Сущий, Всеблагий и всесовер-шенный, все создавший, а враг-диавол и клевреты его и люди, противляющиеся Богу, — тати в Цар­стве Божием и противники Богу.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр..486]

        О блаженствах. Почему Господь говорит: блажени... блажени (См.: Мф. 5, 3-11)? Опровергая ложные мысли о блаженстве людей века сего и для того, чтобы обещанием блаженства истинного, веч­ного, привлечь свободных тварей к деланию доб­рых дел.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр..327]

     Нищий духом (Мф. 5, 3). Нищий духом не будет осуждать другого или озлобляться на него, или завидовать кому, или обижать кого. Он сам себя и только себя во всем осуждает; самого себе оглаголь-ник, свое бревно старается исторгнуть и не зани­мается сучками ближнего (См.: Мф. 7, 3); на себя одного озлобляется за свои бесчисленные согреше­ния, а брату снисходит — потому что знает общую немощь; никому не завидует — потому что счита­ет себя не достойным и того, что имеет; оплакива­ет нечистоты своего сердца, свое внутреннее пре­любодеяние, лукавство, лицемерие, леность, хулъные и скверные помышления". “[11.с.364]

    Боже! Хвалу Тебе воздаю, яко несмъ, якоже про­чий человецы: хищницы, неправедницы, прелюбо­дее, или якоже сей мытарь: пощуся двакраты в субботу, десятину даю от всего елико притяжу (Лк. 18,11-12). О Сердцеведче всех! Многие из нас действительно таковы, как сей фарисей, и я — пер­вый. Мы внутренно, в тайне сердца хвалимся, воз­носимся пред своими собратиями, и особенно во храме, пред лицом Твоим, — где преимущественно требуется от нас великое смирение: тайно перечис­ляем свои добродетели, услаждаемся ими, а братию злобно унижаем, обращаем как бы в ничто, считая их чуждыми всякой добродетели и полными всяко­го зла, не воображая того, что, может быть, брат мой в то самое время, как я его осуждаю, искренне, горячо кается пред Тобою и Ты, Ведающий сердца наши (Ср.: Пс. 43, 22), уже примирился с ним во Христе Иисусе — Агнце Божием, взявшем на Себя грехи мира (Ср.: Ин. 1, 29). В самом деле, мы ука­зываем Богу на известных грешников, как бы про­ся суда Его над ними, и сами высоко, высоко ставим себя над ними! В самом деле, мы перечисляем свои добродетели, мнимые или истинные, и гово­рим: вот я благочестив, а он нет; я искренно молюсь, а он — лицемерит; вот я пощусь, а другие не постят­ся; вот я подаю милостыню, а другие скупы, непо­датливы; как их только земля носит! — Да, я совер­шенный человек в сравнении с такими-то и стою ве­ликих милостей Божиих! Как я доселе стою не выше такого-то по службе? Как я не пользуюсь больши­ми в сравнении с ним преимуществами и выгода­ми? Или — как он доселе занимает такое-то место? Как он еще живет? Отчего не умирает? — Отчего я, такой совершенный, нахожусь в низшей доле? От­чего я не богач? Не начальник? И прочее. Вот како­ва наша гордость; какова — злоба! — О, поистине блажени нищий духом: яко тех есть Царство Не­бесное (Мф. 5, 3)! “[11.с.366]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.