А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Господь говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и творящих вам обиду (Мф. 5, 44). Итак, любите врагов ваших поляков, финляндцев, грузин, армян, евреев, кавказские племена; они крепко ненавидят и болеют диавольской ненавистью, они жалки, несчастны, подвержены страстям и сто раз нуждаются в нашем сожалении, сочувствии; ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедовавшего всем любовь. Люби всякого человека, ненавидящего тебя, и молись за него, побеждай зло добром, по апостолу (Рим. 12, 21).
Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу. - Благословите кленущия вы [Мф. 5, 44], - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие: потерпевший бесчестие здесь не подвергнется ему в том веке. Прият сугубы грехи своя [Исаии 40, 2]. Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам [Исаии 26, 12].
На озлобляющихся на нас или завидующих нам, гордящихся пред нами не должно взаимно озлобляться, сердиться, гордиться, как это обычно нашей растленной природе, но жалеть их, как одержимых адским пламенем и смертью духовною, молиться о них в глубине сердца, да разженет Господь мрак души их и просветит сердца их светом Своей благодати. Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости, безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому, по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и добро творить ненавидящим нас [Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 28], ибо и они братия наши слепотствующие, заблуждающиеся.
Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святого так к нам велика, безмерна, что пред нею становится незначительною или как бы исчезает всякая нелюбовь, вражда, ненависть к нам человеческая. По этой-то безмерности любви к нам Божией и ничтожности человеческой вражды Спаситель повелел всем нам любить врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих напасть [Мф. 5, 44]. Мы в любви Божией; велико ли дело, что нам не доброжелательствуют люди? Что они могут сделать нам, когда так возлюбил нас Бог?
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
" Если ты замечаешь в душе своей движение ненависти к врагу и тебе хочется
злословить, то вспомни слова Спасителя: любите враги
ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 44),
— и будь покоен. Эти слова как молния просвещают душу во тьме страсти. "[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.468]
" На озлобляющихся на нас или завидующих
нам, гордящихся пред нами не должно взаимно озлобляться, сердиться, гордиться,
как это обычно нашей растленной природе, но жалеть их, как одержимых адским
пламенем и смертью духовною, молиться о них в глубине сердца, да разженет
Господь мрак души их и просветит сердца их светом Своей
благодати. Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости,
безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим
ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце
наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место
ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому,
по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и
добро творить ненавидящим нас [Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 28], ибо и они братия наши
слепотствующие, заблуждающиеся."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.187]