на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 5
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
     Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не дает нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз обидели или высказали свое к нам недоброжелательство. Надо молить усердно Господа, чтобы Он Сам разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим, ибо они в ослеплении страстей - гордости, зависти, любостяжания, злобы - не ведают иногда сами, что творят, как не ведали враги Господа Иисуса Христа, всю жизнь гнавшие Его и наконец умертвившие поносною смертью. Надо помнить, что в том христианская вера состоит, чтобы любить врагов: ибо, если любим только любящих нас, что лишше творим, и язычники не то же ли делают? [Мф. 5, 46, 47]
ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь..Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не дают должного, принятого в общежитии почтения, или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь. Аще любите други ваша токмо, кая вам благодать есть [ср. Мф. 5,47; Лк. 6, 32]?
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"     Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не дает нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз обидели или высказали свое к нам недоброжелательство. Надо молить усердно Господа, чтобы Он Сам разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим, ибо они в ослеплении страстей - гордости, зависти, любостяжания, злобы - не ведают иногда сами, что творят, как не ведали враги Господа Иисуса Христа, всю жизнь гнавшие Его и наконец умертвившие поносною смертью. Надо помнить, что в том христианская вера состоит, чтобы любить врагов: ибо, если любим только любящих нас, что лишше творим, и язычники не то же ли делают? [Мф. 5, 46, 47]" [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.311]

"     Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не дают должного, принятого в общежитии почтения, или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь. Аще любите други ваша токмо, кая вам благодать есть [ср. Мф. 5,47; Лк. 6, 32]?" [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.354]

     Если бы ты был истинно благ и щедр к некото­рым, то все-таки бесконечно меньше была бы твоя благость и щедроты к ближнему, чем благость и щедроты Божий, ибо Бог благ ко всем: благ Гос­подь всяческим (Пс. 144, 9), а ты только к некото­рым; Бог благ неизменно, постоянно, без всякой и тени перемены: у Негоже несть пременение или преложения стень (Иак. 1, 17), а ты — временно благ и щедр и временно не благ и скуп; Бог благ к добрым и злым (Ср.: Лк. 6, 35), к праведным (тво­рящим правду — трудолюбивым и пр.) и неправед­ным (Ср.: Мф. 5, 45) (не творящим правды, например к ленивым), а ты благ бываешь больше только к благим: любишь любящих (Ср.: Мф. 5, 46), лю­бишь давать больше тем, которые могут тебе воз­дать, и ты не благ к злым по отношению к тебе, ты мстишь неправедным за их неправду по отношению к тебе, хотя ты сам неправеден и тем более не щедр к ним. — Как далека твоя благость и щедроты от благости и щедрот Божиих! Между тем нужно упо­добляться нам, чадам во Христе Отца Небесного, в благости и щедротах Самому Богу. Святи будите (Лев. 11,44), будите милосерди, якоже свят, мило­серд есть Отец ваш Небесный (Ср.: Мф. 5, 48; Лк. 6, 36). + Господь часто глаголет нам об этом в серд­цах наших, обличая и наказуя нас, но мы мало вни­маем его вразумлениям: на время переменимся, а потом скоро опять обращаемся к своей неблагости и скупости. Мы лукавы, самолюбивы, алчны и жад­ны к вещественным дарам Божиим и надеемся на них, а не на Бога, Который силен (изобиловать в нас всякую благостыню) всегда обогатить нас за прав­ду нашу и за любовь к Нему и к Его образу и подо­бию, каков есть человек. — Мы разъединяемся ча­сто духом, питаем ненависть к ближнему за то, что он пользуется часто и незаслуженно нашею соб-ственностию, или лучше — дарами Божиими.[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр..608]

    На кого ты можешь сердиться, против кого ты можешь отворить рот, грешнейший паче всех чело­век? — Не грешнее ли ты всех против Бога и про­тив людей? Не за счастие ли ты должен считать — только видеть честного человека и говорить с ним? Не следовало ли бы тебя посадить вместе с беше­ными собаками, потому что ты любишь наскаки­вать на людей и кусать их действием своих страс­тей, как зубами; с волками, потому что ты лют и ненасытим; с медведями, потому что ты кровожа­ден; с лисицами, потому что ты лукав; с кошка­ми, потому что ты хитер и коварен; с петухами, потому что ты горд и склонен к обидам? С свинья­ми, потому что ты любишь валяться в грязи поро­ков, и так далее. И ты еще живешь в обществе че­ловеческом, ты еще в почтении у многих? Будьте же, брат или сестра, искреннейшими любителя­ми всякого человека. Отвечайте не только на лю­бовь любовью, но и на немилость других — любо­вью. Будьте смиреннее всех, как вы грешнее всех, и любите унижение, как достойные всякого пре­зрения. Аще любите любящия вы,<кую мзду има-те>... (Мф. 5, 46). Всяк возносяйся смирится... (Лк. 14, 11). “[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.313]

    Если ты любишь только любящих тебя — тех, кои ласково, улыбаясь смотрят на тебя, и не любишь врагов своих или тех, кои смотрят на тебя угрюмо, неприязненно, горделиво: какая тебе за то награда от Бога (Мф. 5, 46)? — Нет: ты побеждай благим злое (Рим. 12, 21) и предупреждай в любви и ласке всякого, не попуская и в себе и в ближнем возгореть­ся духу ненависти. Любите враги ваша (Мф. 5,44). Тебя отвращаются, а ты старайся прилепляться к ним любовию и считай за мечту, ложь бесовскую в действии всякую хладность и отвращение к ближ­нему, которого, по Евангелию, мы должны любить горячо, как себя. “[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том V. 1863-1864.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 606 стр.,с.337]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.