Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес преклоняются к нам и всюду - по всей земле светят? Святые - то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог - вечное, животворящее Солнце, а святые - лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и ясно (особенно предметы мира духовного); заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, - оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца, т.е. тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому как легко иметь сообщение со святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному святому, просить о нужном - и будет. А что Господь в отношении зрения? Он весь - зрение, весь - свет, весь - знание. Он наполняет всегда небо и землю и на всяком месте все зрит. На всяком месте Очи Господни сматряют злыя же и благия [Притч. 15, 3].
Когда приходят христиане в церковь молиться Богу, то оказывается, что у них не один, а много богов и много кумиров (и таким образом грешат против первой и второй заповеди): иная или иной сам себе кумир самолюбия: где чье сокровище, там его и сердце [Мф. 6, 21; ср. Лк. 12, 34]).
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
" Раб Мой Иов помолится (Иов. 42, 8). Высота служения
священнического и лица священника. Отчего многим не хочется молиться? — Идеже
сокровище ваше... (Мф. 6, 21) — Не научились ценить молитвы, не дознали
опытно сладость ее или и дознали, но вознерадели. Сердце нечистое любит
мирское. Духовное — для него невместительно.Кое
общение света ко тьме? (2 Кор. 6, 14.) "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения.
Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом».
Москва.2002, 496 стр.,c.44]
"
Надобно, чтобы сердце пред молитвою, как и во время
молитвы, было совершенно проникнуто любовию к Богу и к людям, чтобы в нем
отнюдь не скрывалась вражда на Бога или на людей ни под каким видом,
например, под видом недовольства, ропотливости, любви к миру, ненависти,
злобности, скупости — словом, чтобы оно было чисто от болезненных струпов
греховных и от тли страстей. Если чувствуешь пред молитвою, что сердце твое
болит, ноет, что на нем как будто лежит какая тяжесть, препятствующая ему
возвышаться горе, к Богу, тотчас постарайся ввести в него любовь к Богу искреннюю
— и оно исцелеет. В молитве жизнь сердца имеет самое важное
значение. Не подняться ему к Богу, если страсть
какая будет гнести его. Верно слово, что идеже сокровище ваше, ту будет и
сердце ваше (Мф. 6, 21)."[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.217]
" Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес
святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес преклоняются к нам
и всюду - по всей земле светят? Святые - то же в духовном мире, что лучи
солнечные в мире вещественном. Бог - вечное, животворящее Солнце, а святые -
лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на
землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда
обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела
их, места священные, лица им преданные).Идеже бо есть сокровище
ваше, ту будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и
ясно (особенно предметы мира духовного); заметь это во всех познаниях,
особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением
сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее,
дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни
доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они
соединились с Богом, - оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в
пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно,
широко и далеко; видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих
их от всего сердца, т.е. тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не
омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда
очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых.
Здесь таинственное зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому как легко
иметь сообщение со святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить
его твердо к известному святому, просить о нужном -
и будет. А что Господь в отношении зрения? Он весь - зрение, весь - свет,
весь - знание. Он наполняет всегда небо и землю и на всяком месте все зрит. На
всяком месте Очи Господни сматряют злыя же и благия [Притч. 15, 3]."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.50]
" Идеже есть сокровище
ваше, ту будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Знай, о чем думают молящиеся во храме. Кто чему предан сердцем, тот о
том и думает."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.538]