Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и проч.; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердными к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф. 6, 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию; из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? из-за чего грубеет наше сердце? из-за чего мы делаемся плотию, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питию и проч. земным благам? Как же после этого говорить, что есть скоромное в пост не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него.
О, как дорого оценил душу нашу, спасение ее, Господь наш Иисус Христос, сошедши для нас с небес, воспряв на Себя душу и тело наше, пострадавши ужасно и умерши за нас! Как же я ценю свою душу, спасение ее вечное? О, не умею ценить и не научился доселе соответствовать любви моего Спасителя, весь прилепившись к земле, весь отдавшись лености и страстям различным. Как быть в тебе любви Божией, Царствию Божию, когда в твоем сердце царствует любовь земная - сластолюбие, корыстолюбие и гордость? Невозможно дотоле, пока не распнешь плоть свою со страстьми и похотьми [Гал. 5, 24]: ибо никтоже может двема господинома работати [Мф. 6, 24] и любовь мира сего вражда Богу есть [Иак. 4, 4]. Не любите, сказано, мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская... И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки [1 Иоан.2, 15-7] .
Сердце наше просто, единично и потому не может работать двум господам: Богу и мамоне [Мф. 6, 24], т.е. богатству; значит, нельзя служить искренно Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах. Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его, земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного, небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному, временному, также и от любви к ближнему отвращают. К довершению всего сказанного надо еще сказать, что дух привязанности к земному, щадения и жаления земного есть дух диавольский, и диавол сам вселяется в человека чрез привязанность его к земному; он нередко входит в наше сердце, как наглый победитель, чрез мгновенное пристрастие к земному, не отвергнутое тотчас, помрачая, подавляя, умерщвляя дух наш и делая его неспособным ни к какому делу Божию, заражая его гордостью, хулою, ропотом, презорством святыни и ближнего, противлением, унынием, отчаянием, злобою.
Всякий человек должен знать и помнить простоту души своей, которая есть Божие дыхание: Бог прост, и душа проста. А как душа проста, то она никак не может любить два противоположных предмета - Бога и что-либо мирское, человека и что-либо вещественное, приятное для нашего плотского человека. Чтобы любить Бога всем сердцем, надо непременно все земное считать за сор и ничем не прельщаться; чтобы любить, как себя, ближнего, надо пренебрегать деньгами, не прельщаться лакомствами, нарядами, отличиями, чинами, похвалами, или мнением людским. Простоту души надо беречь в особенности во время молитвы общественной и домашней, во время чтения слова Божия и писаний св. отцов и вообще при всяком важном деле. Никтоже может двема господинома работати [Мф. 6, 24].
Душа наша - простое существо, потому она не может в одно и то же время любить и Бога и, напр., деньги, пищу, питие, или ближнего и вместе деньги, пищу и питие; потому и говорится: никтоже может двема господинома работати: либо единого возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне [Мф. 6, 24]. Потому и псалмопевец Духом Святым говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца [Пс. 61, 11]. Так всякий христианин бойся прилагать сердце к деньгам, пище, питию, нарядным одеждам, к нарядной квартире, к книгам, к светской музыке; да не любишь, не ласкаешь плоти своей чем бы то ни было: увеселениями ли, видами ли изящными, яствами и напитками, сном, праздностью и леностью, срамными делами, играми, праздными путешествиями, пустыми книгами и зрелищами. Единого Бога возлюби всем сердцем, всею душою и всею крепостью и всем помышлением, и ближнего, как себя, а ко всему прочему в мире будь равнодушен, ни к чему пристрастен и жаден. Ревнуй же о простоте во всем, да простому Существу - Богу возлюблен будешь. Отыми лукавство, сомнение, маловерие и двоедушие от души своей.
Потому ты не получаешь от Бога просимого, что мерзости идолопоклонства не оставляешь: служения чреву. Бога истинного просишь, а богу - чреву работаешь. Не может человек двема господинома работати [Мф. 6, 24]. Перестань служить идолу - чреву и тогда надейся получить просимое от Бога. Истинного Бога просишь, а ложному богу служишь. У него и проси, если может он дать. Или ты работаешь бесу лихоимства, и потому истинный Бог, тобою пренебреженный и оставляемый, не исполняет твоих молитв. Или же ты работаешь идолу гордости и тщеславия, и этот идол владеет твоим сердцем, как те идолы: и вот Господь не склоняется к мольбам идолопоклонствующего сердца. Ты оставил Источника живых вод, Господа, а ископал себе кладенцы сокрушенные [ср. Иерем. 2, 13]; ну, и пей из этих кладенцев - воду мертвую, темную, как темна вода во облацех воздушных [Пс. 17, 12].
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
" До плотских ли наслаждений священнику,
когда ему надобно неотменно наслаждаться единым Господом, да даст Он ему
прошения сердца его? До плотских ли наслаждений, когда у
него так много духовных чад, предъявляющих ему свои многоразличные духовные
или телесные немощи, в которых нужно им душевно сочувствовать, подавать
искренние и здравые советы, когда ему каждый день предстоит подвиг от всего
сердца и со слезами молиться об них пред Владыкою, да не набежит на них и не
расхитит их мысленный волк, да даст им Господь преуспеяние жития и
веры и разума духовного! До наслаждений ли плотских священнику, когда ему
надо часто совершать службы в храме и предстоять престолу Господню, когда ему
так часто надо совершать Божественную пречудную литургию и быть совершителем
и причастником небесных, бессмертных и животворящих Таин,
когда ему вообще так часто приходится совершать другие таинства и
молитвослосия! Сердце, любящее плотские удовольствия, не верно Господу. Не
можете Богу работати и маммоне [Мф. 6, 24]. ]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.219]
" Кто или что
наши идолы?
Это - какие-либо лица, затем временная жизнь; это -
многострастное и смертное тело и то, что для тела: пища и питье, одежда,
украшения, отличия, деньги, жилище, убранство его и проч. Когда борет тебя
искуситель пристрастием к вещам видимым, надеянием на вещи видимые, хлеб,
деньги и проч., тогда возведи твердо очи сердца к невидимому и вечному:
во-первых, к невидимому и вечному Богу - Источнику жизни нашей;
во-вторых, к невидимой, конца не имеющей жизни, к вечному блаженству праведных - после временной жизни; когда
внушает искать жизни в тленном, ты с усилием ищи жизни в нетленном: когда
приковывает очи твои к плоти человеческой, помимо души его бессмертной, ты
наипаче обращай мысленные очи на душу человека, по образу и подобию Божию
сотворенную, искупленную крестными сраданиями и смертью Сына Божия,
соделанную наследницею вечных благ; усыновленную Богу, храм Святого Духа,
Невесту Духа Святого. Бегай двойственности сердца, то есть не
допускай, чтобы оно двоилось между привязанностью к Богу и привязанностью к
земному; не можете Богу работати и мамоне [Мф. 6, 24]; к единому Богу
прилепляйся, на Него единого возложи надежду: ибо диавол, внушая
двойственность, ищет сам один овладеть нашим сердцем, которое едино и
нераздельно. И помни, что прилепление к Богу всегда благо, блаженно, а к миру
и его благам - зло, мучительно, скорбно, утесненно: ибо прилепление к миру
есть заблуждение и дух диавола. " [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.249]
" Пристрастие к земному
и плотскому до забвения Бога, души, - от диавола, который делает сердце наше,
чрез пристрастие к земному плотским, земным, срамным сосудом страстей, тогда
как оно должно горняя мудрствовать, быть духовным и храмом Духа Святого. Не
можете Богу работати и мамоне [Мф. 6, 24], Богу и богатству, Богу и плоти,
Богу и миру, Богу и сластям; потому управлять своею плотью и своим сердцем -
наука из наук, искусство из искусств. Я бываю плотью и духом. О,
непостоянство! О, неблагодарность! О, леность! О, долготерпение Божие! Но
доколе я буду изменяться, как луна или как калейдоскоп? Утверди меня на
камени заповедей Твоих, Господи! " [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный
двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.288]
" Потому ты не получаешь от Бога просимого,
что мерзости идолопоклонства не оставляешь: служения чреву. Бога истинного
просишь, а богу - чреву работаешь. Не может человек двема господинома
работати [Мф. 6, 24]. Перестань служить идолу - чреву и тогда
надейся получить просимое от Бога. Истинного Бога
просишь, а ложному богу служишь. У него и проси, если может он дать. Или ты работаешь
бесу лихоимства, и потому истинный Бог, тобою
пренебреженный и оставляемый, не исполняет твоих молитв. Или же ты работаешь
идолу гордости и тщеславия, и этот идол владеет твоим сердцем, как те идолы:
и вот Господь не склоняется к мольбам идолопоклонствующего сердца. Ты
оставил Источника живых вод, Господа, а ископал себе кладенцы сокрушенные
[ср. Иерем. 2, 13]; ну, и пей из этих
кладенцев - воду мертвую, темную, как темна вода во облацех воздушных
[Пс. 17, 12]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.507]
" Сердце наше просто, единично и потому не может
работать двум господам: Богу и мамоне [Мф. 6, 24], т.е. богатству; значит, нельзя служить искренно
Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к
мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах.
Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его,
земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного,
небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному,
временному, также и от любви к ближнему отвращают. К довершению всего
сказанного надо еще сказать, что дух привязанности к
земному, щадения и жаления земного есть дух диавольский, и диавол сам
вселяется в человека чрез привязанность его к земному; он
нередко входит в наше сердце, как наглый победитель, чрез мгновенное
пристрастие к земному, не отвергнутое тотчас, помрачая, подавляя, умерщвляя
дух наш и делая его неспособным ни к какому делу Божию, заражая его
гордостью, хулою, ропотом, презорством святыни и ближнего, противлением,
унынием, отчаянием, злобою."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.327]