на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 7
1 Не судите, да не судимы будете,

     Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким судимы будете (Мф. 7, 1). Господи, даруй нам не судить живых, тем менее умерших. Ты один праведный Судия - как Творец и Законодатель живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить прощения и оставления грехов вольных и невольных усопшим.
III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ТЕРПЕНИЯ И ПРОЩЕНИЯ ОБИД, СМИРЕНИЯ, МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЧЕГО. ВЗГЛЯД НА БОГАТСТВО .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"Гл. 7. Не судите, да не судимы будете... Сучок... бревно... Не давайте святыни псам... Просите, и дано будет... Общий закон, как вести себя по отношению ко всем людям... Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые (о покаянии: кто добр, тот искренно покается), а худое дерево приносит и плоды худые (худой человек не

принесет благих плодов покаяния). Но... злое древо срубают и бросают в огонь. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдетно исполняющий волю Отца Моего Небесного...."[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том 1. 1856. Издательство: Булат, Москва. 2005 г., 298 стр.,c.65]

"      Не судите, да не судимы будете. Имже бо судом судите, судят вам (Мф. 7, 1). Господи, даруй нам не судить живых, - тем менее умерших. Ты - один праведный Судия, как Творец и Законодатель, - живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить усопшим прощения и оставления грехов вольных и невольных усопшим." [6, с.104]

     Кто из вас без греха, первый брось в нее камнем (Ср.: Ин. 8, 7). Ты без греха ли, что же ты осужда­ешь своего ближнего и дышишь к нему ненавис-тию? Ты говоришь: она ничего не делает, даром хлеб ест; да ты что делаешь, много ли делаешь? Да как делаешь? Не часто ли, при силах, проводишь время в бездействии и лености? — Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1). Пусть брат виновен против Бога, ну, Бог и судит его; но зачем тебе не­навидеть его? Это показывает, что ты ревнуешь не по Боге, а по диаволе, ибо ненависть — его дело; виновен против тебя — оставь его долги против тебя: остави нам, говоришь, долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12). — Чем ты больше прощаешь другим, погрешающим против тебя, тем больше будет прощено тебе.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.557]

     Положим, что и между нищими не без греха, все люди грешны, и между ними есть действи­тельные пьяницы и тунеядцы. Но скажу я сло­во этим строгим судьям — не мое, а Господне, что они скажут на него? Каким судом судите, таким будут судить вас, и какою мерою ме­рите, будут мерить вам (ср.: Мф. 7, 1). Вы чисты и праведны пред Богом, столь строго судящие меньшую братию? А вы, — сказал бы я им, — вечные добросовестные тружени­ки, воздержники, целомудры, нерастленны до глубины сердца, нестяжательны, — ваше богат­ство нажито праведными трудами, совесть вас не обличает во лжах, неправдах, во взятках, в праздности, в праздной, питающей корысть игре, в зависти, тщеславии, соперничестве, во взаимной вражде и неприязни, пиршествах, во всякой роскоши и пр.? И вы смеете поднимать бровь и осуждать меньшую братию на голо­довку и едва не на голодную смерть? Да разве у бедных железная, из стали слита природа, а не подобострастная и слабая, как и у всех нас, что им не позволительно ни пить, ни есть, ни обогреться в теплом углу, после коченения на морозе в течение нескольких часов?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр..29]

     Братия мои! Когда вы бываете больны, то пре­жде всего приносите Богу покаяние во грехах, прибегайте ко Врачу Всемогущему — вкушай­те Его Животворящее Тело и Животворящую Кровь. Между грехом и болезнью есть тайная и тесная связь. Бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в сердцах своих: что сей тако глаголет хулы? кто может оставля-ти грехи, токмо един Бог? (Мк. 2, 6-7.) Лука­вым, завистливым и честолюбивым книжникам, то есть ученым учителям еврейским, благоде­яние Иисуса Христа показалось богохульством и смутило их. Так и ныне, братия, лукавого человека приводят в соблазн и добрые дела: ты ходишь в церковь молиться Богу, читаешь священные книги, удаляешься от развлечений, увеселений, зрелищ, компаний; говорят: вот ханжа. Ты подаешь милостыню, — говорят: он размножает тунеядцев. Но не лучше ли этим лукавым человекам на себя оглянуться, како­вы они сами, чем судить и осуждать других? Должно помнить слова Праведного Судии: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Иисус Христос, как Сердцеведец, обличил лукавые помыслы Своих противников. Он сказал им: что помышляете в сердцах ваших? что есть удобее; рещи разслабленному: отпущаются тебе греси? или рещи: востани, и возми одр твой, и ходи? (ср.: Мк. 2, 8, 9.)”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр.,с.82]

     Когда во время Литургии придет в алтарь посто­ронний человек — стоять в алтаре, — не вознего­дуй на него в сердце, не осуди его и не скажи в себе: зачем он пришел сюда? Разве нет ему места в цер­кви — вместе с прочими верующими? Он не досто­ин здесь быть, — но осуди искренно себя и скажи: я недостойнее его, по грехам моим, однако ж Гос­подь допускает меня стоять у самого престола Его. И ты поступишь справедливо. Сердце твое успоко­ится от смущения, и Господь даст тебе свидетель­ство в сердце твоем, что ты сделал угодное Ему дело, искренно осудивши себя. — Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1). Долготерпите ко всем (1 Фес. 5, 14). “[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр.,с.359]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.