По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
От плод их познаете их (Мф. 7, 16). От плода литургии - пресладкого, преблаженного, жизнетворного - пречистых Тайн Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, что она - внушение Божественнаго Духа, и этот Пресвятый Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо - эта литургия! Какие листья! Какой плод! Даже листвие древа во исцеление языком (Апок. 22, 2), не только плод. Ибо кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствования при божественной литургии! А что производит хороший плод, то и само должно быть хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий.
Сомневаться в Божестве Духа Святого, - значит сомневаться в жизни своей, ибо Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно, служит как бы духовным солнцем, воздухом, пищею и питием для души; - значит отказаться от молитвы, ибо мы молимся Духом Святым, - от истины и святости, ибо Дух Святый есть Дух истины и всякой святыни, - от всякого духовного утешения в скорбях и болезнях, ибо Дух Святый один есть истинный и единственный Утешитель со Отцом и Сыном, - от веры, ибо вера дается Духом Свягым, - от надежды и любви, ибо упование и любовь подаются сердцем также от Духа Святого: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам [Рим. 5, 5], - от силы духовной и телесной, ибо Дух Святый есть Дух силы и крепости, - от премудрости и разума, от страха Божия, от дыхания своего, ибо Он есть Дыхание, воздух души; словом, значит обрекать себя на нравственное ничтожество и убивать себя. Не обращай внимания на сомнения в истине, они - дыхание духа лукавого, духа лжи - убийцы. От плод их познаете их [Мф. 7, 16]. Сомнение в истине всегда убийственно для души. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека.
Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной Апостолами, запечатленной кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, - животворной для сердца. И, однако же, есть несчастные, которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми, как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцею нещадными. С чем это сообразно? От чего я бываю тогда так бессмыслен, глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, от чего. От плодов их познавайте их [Мф. 7, 16]. По таким страшным последствиям в душе моей заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой - диавол. Убийца! - Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня. Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, - верь, что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью. Ее покоем и всеми благами, и стой за Нее до смерти против врага общего.
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
"Животворящие Тайны приводят в
порядок, в состояние покоя внутреннюю жизнь мою, — что может делать, кроме
Тайн, одна усердная молитва или самое решительное живое устремление мыслей и
сердца к Богу с верою и надеждою. Слава Богу моему,
истинно и существенно присущему в животворящих Тайнах! Прикосновение
животворящих Тайн, принятых с верою и благодарным сердцем, всегда животворно
для души моей. Это тем более бывает ощутительно, что к сердцу моему часто
прилагается какая-то сила, смущающая, ядовито угрызающая и мертвящая душу, —
и прикасается всегда вследствие усумнения, неверия познанной истине: эта
последняя сила есть сила диавола — человекоубийцы. От
плод их, сказал Спаситель, познаете мх (Мф. 7, 16).
Вера сладостна, мирна, животворна для сердца; неверие горько, мучительно,
убийственно.
Священнику. Верующий ты или неверующий» убежден сердечно или нет, но все
службы, молитвы при службах и все таинства — всегдашняя, неизменная,
животворная святыня.
Неприметно свет веры исчезает из сердца, равно как надежда, любовь и
всякая добродетель, как неприметно же приходит к человеку — в его сердце — и
Царствие Божие. Неверие, отчаяние, вражда, все грехи и страсти также входят в
душу неприметно, постепенно, легко. Легко потерять Царч ствие Божие, яо
труднее приобретать его. Поэтому надо смотреть за своим сердцем во все глаза.
Моисей называет рай земной раем сладости. А наш нынешний рай сладости —
Иисус Сладчайший в сердце.
Священнику. Нужно иметь священнику сознание собственного достоинства,
иначе он низок будет и в своих глазах, и в глазах других.
Есть область почти беспредельная по своему пространству, область нужд и
скорбей, недоступная для благотворительной деятельности живых людей, живущих
в мире и не имеющих в себе дара духовного, небесного утешения. Вся эта
область полна благодеяний невидимых, но действительных, ниспосылаемых от
Бога, Его Пречистой Матери и святых Его. — Велика важность небесной помощи —
и многие не хотят прибегать к ней по гордости и неверию.
Если я причащусь животворящих Тайн недостойно, с усумнением, грех далеко
отбросит меня от Бога и много мне нужно слез и воздыханий, чтобы опять
приблизиться к Богу и иметь дерзновение пред Ним. Но если
достойно* тогда прилепляюсь к Нему крепче» становлюсь тверже в любви к Нему,
легко и радостно тогда бывает у меня на сердце во все время от одной Литургии
до другой, до нового подкрепления, если буду бдеть над собою." [Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I.
1856-1858.Книга вторая.Издательство
«Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.119-120],
"От плод их познаете их (Мф. 7, 16). От смутной жгучести
страстей и всякого греха, чувствуемого в моем сердце, заключаю, что причиною
ее всегда бывает диавол, потому что хотя в действиях своих он и
разнообразен, но всегда одинаков в одном — в смутности, беспокойстве,
мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне свое владычество всеми возможными
способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь
отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит
доступ к твоему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть помучить
нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и
действи-тельнейшее средство против него — введение мыслию распятого Христа в
сердце, с самого мгновения введения распятого Христа в сердце он оставляет
его и - - мучительная, жгучая боль сердца,
соединенная со смущением, проходит. "[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.Издательство «Отчий Дом».
Москва.2002, 496 стр.,c.163]
"Как узнавать действия духа злого в
человеке? От плод их познаете их (Мф.
7, 16), — сказал Спаситель. Если ты ропщешь, хулишь, то в
тебе непременно бес." [Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I.
1856-1858.Книга вторая.Издательство
«Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.217]
" Я не знаю, как можно здравомыслящему
человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом
Христом, засвидетельствованной Апостолами, запечатленной кровью бесчисленного
сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, -
животворной для сердца. И, однако же, есть несчастные,
которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми,
как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними
внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцею
нещадными. С чем это сообразно? От чего я бываю тогда так бессмыслен,
глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, от чего. От плодов их
познавайте их [Мф. 7, 16]. По таким страшным последствиям в душе моей
заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой
- диавол. Убийца! - Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня.
Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника
Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление
Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, - верь,
что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную,
Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью.
Ее покоем и всеми благами, и стой за Нее до смерти против
врага общего."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.
Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор.
Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.523]