на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 7
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
От плод их познаете их (Мф. 7, 16). От плода литургии - пресладкого, преблаженного, жизнетворного - пречистых Тайн Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, что она - внушение Божественнаго Духа, и этот Пресвятый Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо - эта литургия! Какие листья! Какой плод! Даже листвие древа во исцеление языком (Апок. 22, 2), не только плод. Ибо кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствования при божественной литургии! А что производит хороший плод, то и само должно быть хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий.
ПЛОДЫ ДОСТОЙНОГО ПРИЧАЩЕНИЯ.Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И ПРИЧАЩЕНИИ. Общество Свт.Василия Великого "Паломник" - Москва - 1997
     Сомневаться в Божестве Духа Святого, - значит сомневаться в жизни своей, ибо Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно, служит как бы духовным солнцем, воздухом, пищею и питием для души; - значит отказаться от молитвы, ибо мы молимся Духом Святым, - от истины и святости, ибо Дух Святый есть Дух истины и всякой святыни, - от всякого духовного утешения в скорбях и болезнях, ибо Дух Святый один есть истинный и единственный Утешитель со Отцом и Сыном, - от веры, ибо вера дается Духом Свягым, - от надежды и любви, ибо упование и любовь подаются сердцем также от Духа Святого: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам [Рим. 5, 5], - от силы духовной и телесной, ибо Дух Святый есть Дух силы и крепости, - от премудрости и разума, от страха Божия, от дыхания своего, ибо Он есть Дыхание, воздух души; словом, значит обрекать себя на нравственное ничтожество и убивать себя. Не обращай внимания на сомнения в истине, они - дыхание духа лукавого, духа лжи - убийцы. От плод их познаете их [Мф. 7, 16]. Сомнение в истине всегда убийственно для души. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной Апостолами, запечатленной кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, - животворной для сердца. И, однако же, есть несчастные, которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми, как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцею нещадными. С чем это сообразно? От чего я бываю тогда так бессмыслен, глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, от чего. От плодов их познавайте их [Мф. 7, 16]. По таким страшным последствиям в душе моей заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой - диавол. Убийца! - Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня. Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, - верь, что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью. Ее покоем и всеми благами, и стой за Нее до смерти против врага общего.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"      Животворящие Тайны приводят в порядок, в состояние покоя внутреннюю жизнь мою, — что может делать, кроме Тайн, одна усердная молитва или самое решительное живое устремление мыслей и сердца к Богу с верою и надеждою. Слава Богу моему, истинно и существенно присущему в животворящих Тайнах! Прикосновение животворящих Тайн, принятых с верою и благодарным сердцем, всегда животворно для души моей. Это тем более бывает ощутительно, что к сердцу моему часто прилагается какая-то сила, смущающая, ядовито угрызающая и мертвящая душу, — и прикасается всегда вследствие усумнения, неверия познанной истине: эта последняя сила есть сила диавола — человекоубийцы. От плод их, сказал Спаситель, познаете мх (Мф. 7, 16).

Вера сладостна, мирна, животворна для сердца; неверие горько, мучительно, убийственно.

Священнику. Верующий ты или неверующий» убежден сердечно или нет, но все службы, молитвы при службах и все таинства — всегдашняя, неизменная, животворная святыня.

Неприметно свет веры исчезает из сердца, равно как надежда, любовь и всякая добродетель, как неприметно же приходит к человеку — в его сердце — и Царствие Божие. Неверие, отчаяние, вражда, все грехи и страсти также входят в душу неприметно, постепенно, легко. Легко потерять Царч ствие Божие, яо труднее приобретать его. Поэтому надо смотреть за своим сердцем во все глаза.

Моисей называет рай земной раем сладости. А наш нынешний рай сладости — Иисус Сладчайший в сердце.

Священнику. Нужно иметь священнику сознание собственного достоинства, иначе он низок будет и в своих глазах, и в глазах других.

Есть область почти беспредельная по своему пространству, область нужд и скорбей, недоступная для благотворительной деятельности живых людей, живущих в мире и не имеющих в себе дара духовного, небесного утешения. Вся эта область полна благодеяний невидимых, но действительных, ниспосылаемых от Бога, Его Пречистой Матери и святых Его. — Велика важность небесной помощи — и многие не хотят прибегать к ней по гордости и неверию.

Если я причащусь животворящих Тайн недостойно, с усумнением, грех далеко отбросит меня от Бога и много мне нужно слез и воздыханий, чтобы опять приблизиться к Богу и иметь дерзновение пред Ним. Но если достойно* тогда прилепляюсь к Нему крепче» становлюсь тверже в любви к Нему, легко и радостно тогда бывает у меня на сердце во все время от одной Литургии до другой, до нового подкрепления, если буду бдеть над собою." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.119-120],

"      От плод их познаете их (Мф. 7, 16). От смут­ной жгучести страстей и всякого греха, чувству­емого в моем сердце, заключаю, что причиною ее всегда бывает диавол, потому что хотя в дей­ствиях своих он и разнообразен, но всегда одинаков в одном — в смутности, беспокойстве, мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне свое владычество всеми возможными способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит доступ к тво­ему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть помучить нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и действи-тельнейшее средство против него — введение мыслию распятого Христа в сердце, с самого мгновения введения распятого Христа в сердце он оставляет его и - - мучительная, жгучая боль сердца, соединенная со смущением, проходит. "[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.163]

"      Как узнавать действия духа злого в человеке? От плод их познаете их (Мф. 7, 16), — сказал Спаситель. Если ты ропщешь, хулишь, то в тебе непременно бес." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том I. 1856-1858.Книга вторая.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2002, 496 стр.,c.217]

"     Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной Апостолами, запечатленной кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, - животворной для сердца. И, однако же, есть несчастные, которые колеблются, действительно колеблются, потрясаемые какими-то тяжелыми, как камень, грызущими, как ехидна, убивающими, как диавол, внутренними внушениями, обольщаемые каким-то недоведомым, невидимым льстецом, убийцею нещадными. С чем это сообразно? От чего я бываю тогда так бессмыслен, глуп, уродлив и вдобавок мрачен и уныл? О, я знаю, от чего. От плодов их познавайте их [Мф. 7, 16]. По таким страшным последствиям в душе моей заключаю о причине, по следам убийства отыскиваю убийцу. Это делает враг мой - диавол. Убийца! - Он-то убивает душу мою сомнением и неверием, мучит меня. Но и я неразумен, позволяя себе слушаться внушений лжеца, убийцы, противника Бога и человеков. Когда замечаешь в себе какое-либо мысленное противление Богу, сомнение в Троичности Лиц Божества и их отношений и подобное, - верь, что в тебе враг Божий и человеческий. Ты давно веруешь в Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, давно пользуешься Ее милостями, Ее жизнью. Ее покоем и всеми благами, и стой за Нее до смерти против врага общего." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.523]

"     Сомневаться в Божестве Духа Святого, - значит сомневаться в жизни своей, ибо Дух Святый всех оживотворяет и питает духовно, служит как бы духовным солнцем, воздухом, пищею и питием для души; - значит отказаться от молитвы, ибо мы молимся Духом Святым, - от истины и святости, ибо Дух Святый есть Дух истины и всякой святыни, - от всякого духовного утешения в скорбях и болезнях, ибо Дух Святый один есть истинный и единственный Утешитель со Отцом и Сыном, - от веры, ибо вера дается Духом Свягым, - от надежды и любви, ибо упование и любовь подаются сердцем также от Духа Святого: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам [Рим. 5, 5], - от силы духовной и телесной, ибо Дух Святый есть Дух силы и крепости, - от премудрости и разума, от страха Божия, от дыхания своего, ибо Он есть Дыхание, воздух души; словом, значит обрекать себя на нравственное ничтожество и убивать себя. Не обращай внимания на сомнения в истине, они - дыхание духа лукавого, духа лжи - убийцы. От плод их познаете их [Мф. 7, 16]. Сомнение в истине всегда убийственно для души. Всякая истина есть дыхание Духа Божия: слово Божие, творения св. отцов и учителей Церкви, слова и творения, дела всякого благочестивого и любящего истину человека." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.406]

"      От плод их познаете их (Мф. 7, 16). От плода литургии - пресладкого, преблаженного, жизнетворного - пречистых Тайн Тела и Крови Господней познаешь, что она от Бога, что она - внушение Божественнаго Духа, и этот Пресвятый Дух животворящий дышит во всех ее молитвах и священнодейственных обрядах. Какое чудное живое древо - эта литургия! Какие листья! Какой плод! Даже листвие древа во исцеление языком (Апок. 22, 2), не только плод. Ибо кто не получил великой душевной пользы, мира и сладости в душе от одного благоговейного присутствования при божественной литургии! А что производит хороший плод, то и само должно быть хорошо; таков закон вещей, таков закон творческий." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.219]

"      Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол (Мф. 12, 33); ибо древо узнается по своим плодам. Еда от репия чешут смоквы, или от купины (терновника) грозды (винограда) (Ср.: Мф. 7, 16). — Католическая церковь ни одного святого не имела со времени отделения от восточной, а православная всегда имела и имеет много святых, прославленных в ней Богом." [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Предсмертный дневник.1908, май-ноябрь. Издательство «Отчий Дом». Москва-Санкт-Петербург.2003, 184 стр.,c.62]

"      Ишь ты, куда заглядываешь: «чем кончится?». Начало и конец — милость Божия. Смотри и суди по плодам, как указано в Евангелии: «от плод их познаете их» (Мф. 7, 16). И в себе ищи плодов, и в тебе они будут и быть должны. Помни между тем, что мир от Бога; враг не может дать мира душевного; его дело — смущать, а не умирять." [Беседы Протоиерея Иоанна Кронштадтского с Игуменией Таисией, настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря. Издание Леушинского Подворья, Санкт-Петербург, 2002 г., 96 стр.,с.27]

     От плод их, сказано, познаете их (Мф. 7, 16). Если, молясь с верою Господу или Владычице или Ангелам или святым, ощущаете во время и после молитвы мир сердца, то знак, что Господь или свя­тые вас слышали и подали вам желаемое благо. От плод их познаете их. Мир сердца подтверждает и ту истину, что Господь есть на всяком месте, а свя­тые по благодати Его в Духе Святом слышат наши молитвы.”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр.,с.587]

    Твоя вера и верность Господу, Пречистой Его Матери и Святой Церкви подвергаются часто ис­кушению от диавола, который приливается к сердцу рекою хульных и скверных помышлений\ Крепись и мужайся: это для тебя время исповед-ничества и мученичества. — От плод познаешь диавола (Ср.: Мф. 7, 16, 20). Еда от купины ем-лют гроздия или от терния чешут смоквы? (Мф.

7,  16; Лк. 6, 44.)Так, по хуле на все святое, по смущению сердца, по омрачению, тесноте и связан­ности всего существа твоего ты узнаешь гнездяща-гося в сердце твоем диавола", этого отца лжи (Ин.

8,  44). — При нападении хульных и скверных по­мышлений на душу узнается, как тверда и чиста и разумна наша вера. Ах! Иногда она бывает как трость ветром колеблемая (Ср.: Мф. 11, 7) — и у меня грешного. — Если бы не поддерживала меня Божия благодать, пал бы я во мраке бесовском. “[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670 стр., с.464]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.