Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Помни изречение Св. Писания: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое [Рим, 12, 21]. Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобою, - не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и - любящ к тем самым, которые недостойно ведут себя пред тобою. Если ты сам смутишься и будешь говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда ты сам побежден и тебе вправе сказать обидевшие: врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23], или что видиши сучец во оце брата твоего, бревна же во оце твоем не чуеши?.. Изми первее бревно из очесе твоего [Мф. 7, 3, 5]. Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут намеренно раздражать тебя. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от своих страстей, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти, - и ты верно победишь его. -Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны, чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти и потому будь кроток и снисходителен к согрешающим пред тобою, зная, что и ты сам часто тем же недугуешь, чем брат; оставляй долги должникам твоим, да и тебе Отец Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников. Будь всегда покоен, возвышен, немнителен, тверд духом, прост и добр сердцем, - и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами. Обличения нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе...; сказуй праведному, и приложит приимати [Притч. 9, 7-9].
Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, т.е. от страстей, чтобы врачевать других; как пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих, чтобы знать, где пасти словесных овец; сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова; должен быть искусен и силен в молитве, воздержании; не должен быть связан житейскими похотями и сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью; словом, - должен быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей. В противном случае ему всякий больной духовно может сказать: врачу, исцелися сам [Лк. 4, 23] наперед, а потом я дам тебе лечить себя. Лицемере, изми первое бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе моего [Мф. 7, 5].
О злобе. - Если ты злобишься на брата за грехи его, положим даже соблазнительные, то вспомни, что ты сам не без грехов, тоже соблазнительных, хотя, может быть, в другом роде. Сам ты желаешь, чтобы твои соблазнительные грехи были покрыты снисходительною, вся покрывающею (грехи) любовью ближних; как бы ты был им благодарен, с какою бы любовью обнял, поцеловал их за их вся терпящую любовь; как это снисхождение облегчило бы без того тяжкую скорбь твою о грехах, ободрило и укрепило твою немощь в борьбе с ними, укрепило бы дух твой упованием на милосердие Божие! Но чего желал бы ты себе в подобных случаях, того желай, то делай и брату; он твой член и член Христов, возлюбиши, сказано, ближнего твоего, яко сам себе [Мрк. 12, 31]. Помни всегда при осуждении, по злобе сердца твоего на брата за грехи его, что ты сам не без грехов. Что видиши сучец, иже есть во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Лицемере, воистину лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяны сучец из очесе брата твоего [Мф. 7, 3, 5]. Притом брат твой своему Госповеди стоит или падает [Рим. 14, 4], а не тебе. А если против тебя согрешил брат, то ты непременно должен простить ему обиду, тебе от него причиненную, или погрешности его против тебя. Ты сам ежедневно крепко нуждаешься в прощении тебе грехов Отцом Небесным и молишься: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим [Мф. 6, 12]. А если хочешь, чтобы грехи были прощены тебе, прощай брату его согрешения против тебя. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших [Мф. 6, 14, 15].
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях
сатаны
" Помни изречение Св.
Писания: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое [Рим, 12,
21]. Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобою, - не
плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и - любящ к тем самым,
которые недостойно ведут себя пред тобою. Если ты сам смутишься и будешь
говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда
ты сам побежден и тебе вправе сказать обидевшие: врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23],
или что видиши сучец во оце брата твоего, бревна же во оце твоем не
чуеши?.. Изми первее бревно из очесе твоего [Мф. 7, 3, 5].
Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут
намеренно раздражать тебя. Не побежден бывай от
зла, но побеждай благим злое. Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя
обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от
своих страстей, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и
любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе
ненависти, - и ты верно победишь его. -Добро всегда
сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все
мы немощны, чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти и потому будь
кроток и снисходителен к согрешающим пред тобою, зная, что и ты сам часто тем
же недугуешь, чем брат; оставляй долги должникам твоим, да и тебе Отец
Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников.
Будь всегда покоен, возвышен, немнителен, тверд духом, прост и добр сердцем,
- и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами. Обличения
нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе...; сказуй
праведному, и приложит приимати [Притч. 9, 7-9]."[Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.125]
" При выговоре подчиненным за их
неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения
и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен. Если подлежащий исправлению
обижается, кротко заметь ему, что ты вовсе не имеешь намерения обижать и
раздражать его, а искренно желаешь ему добра и порядка о его деле, что тебе
противен не он, а беспорядок, который он производит. Не оскорбляй его
самолюбия и человеческого достоинства, возвышая себя в глазах его и унижая
его; если ты имеешь эту слабость (гордость), лучше брось исправлять другого и
наперед исцелися сам: вынь прежде бревно изочесе твоего духовнаго, и тогда узриши изъять сучец
из духовнаго ока брата твоего [Мф. 7, 5]. В противном случае ты
только раздражишь ближнего, а пользы нравственной не
принесешь ему. Будь кроток и снисходителен к другим при замечаниях о их недостатках, памятуя, что ты и сам с недостатками, и
большими недостатками. Ты обличаешь другого,
положим, в пьянстве, но если и ты сам пьешь или если и не пьешь, но
лакомишься, чревоугодничаешь, пресыщаешься, ведь ты грешишь так же, как он.
Исправься сам от чревоугодия, и тогда сильно будешь говорить против пьянства
других. Обвиняешь другого в нерадении к службе, а
сам, быть может, тоже нерадив. Врачу, исцелися сам [Лк. 4, 23]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.563]
" Видел я и слышал людей, которые с
лукавством и злорадством рассказывают о некоторых
темных пятнах в жизни и деятельности великих и даже святых людей, и из-за
этих темных мнимых или истинных пятен порицают всю жизнь человека, называя
его лицемером и едва не богоотступником. Они представят вам и факты, - только
эти факты так же темны и сомнительны, как темна их подозрительная, лукавая
душа, которая из чужого пятна, из чужого греха, чужой слабости хочет извлечь
для себя мнимое оправдание для своих порочных дел. Но не оправдают они себя,
а больше навлекут осуждения на себя за то, что видят сучец во оце брата
своего и осуждают его; бервна же (поистине бревна) в оце своем не чуют [Мф. 7, 3]. Ты говоришь: в этом святом отце или в этом
благочестивом человеке есть такие и такие грехи. Что же? Он - человек, а
никто из людей не безгрешен. Аще речем, яко греха не имамы, себе
прельщаем, и истины несть в нас [1 Иоан. 1, 8]. Но разве ты без греха? Если же нет, - что же ты
бросаешь в брата камень осуждения? Если бы я стал разбирать
твою жизнь, по слову Божию, то я собственными твоими словами осудил бы тебя в
бесчисленных и тяжких грехах: и в гордости, и в кичении, и в неверии, и в
любостяжании, и в прелюбодеянии, и в кривотолковании слова Божия и заповедей
Божиих, и в холодности к своей вере.... и мало ли в чем. Я нашел бы,
что, может быть, все тело твое темно, потому что сердечное око твое лукаво.
Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское
усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди
так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются
исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему,
когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать
темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха
ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает
[1 Кор. 13, 7]. Как много делают зла эти
нравственные черви себе и другим! Они подрывают во многих законное уважение к
известной особе, затемняют для них свет ее, отвлекают от подражания ей и
смущают души их помыслами осуждения, а себе вредят тем, что принимают от
диавола яд осуждения ближнего. Брат! ты кто еси судяй чуждему рабу? своему
Господеви стоит или падает. Станет же: силен бо есть Бог поставити его [Рим. 14, 4]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.387]
" Священник, как врач душ, сам должен быть
свободен от душевных недугов, т.е. от страстей, чтобы врачевать других; как
пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих,
чтобы знать, где пасти словесных овец; сам должен быть искусен в борьбе с
мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова; должен быть искусен и
силен в молитве, воздержании; не должен быть связан житейскими похотями и
сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью; словом, - должен
быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять
других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей. В
противном случае ему всякий больной духовно может сказать: врачу, исцелися
сам [Лк. 4, 23] наперед, а потом я дам тебе лечить себя. Лицемере,
изми первое бревно из очесе твоего, и тогда прозриши
изъяти сучец из очесе моего [Мф. 7, 5]." [Св. ИоаннКронштадтский МОЯ
ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь.
Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т2.,с.305]
“Возлюбиша паче славу человеческую,
неже славу Божию (Ин.
12,43). Боже мой! Сколько мы сами себя мучим из-за своего славолюбия! Как мы
сами себя терзаем потому только, что не любим славы Божией! Вот меня обнесли напрасным словом, приписали мне право или
неправо то или другое дурное качество, ту или другую страсть: и я воски-паю
гневом, злобою и мщением на несправедливо или справедливо меня обидевшего,
как будто бы обидевший — это, как и я, немощное существо — лишает меня, в
самом деле, доброго имени, лишает меня счастия, даже как бы лишает самой жизни
моей; забываю я тогда Бога моего, Который Един
есть Бог славы и Един по справедливости воздает всем славу или бесчестие; не
обращаю я внимания на язвы сердца моего, на струпы греховные, коими оно все
покрыто, на мерзости беззаконий моих, совершаемых тайно и явно пред Богом славы,
Который Един есть Судия и Мздовоздаятель (Ср.:
Евр. 11, 6) мой, ведущий все явное и сокровенное; не сужу
себя немилосердо, беспристрастно, как бы следовало, не считаю себя
грешнейшим из всех, достойным всякого порицания, попранием всех, — а смотрю
только на погрешность против меня брата моего, который, может быть, по
козням врага оскорбил меня: ибо все мы среди сетей его ходим*. —
Вижу сучец в его душевном оке, а в своем не вижу бревна (См.: Мф. 7, 3);
не со-стражду страждущему безвинно на кресте Господу, Который безвинно
терпел при жизни клевету и злословие и совершенно невинно вознесен на крест —
самую позорную казнь человеческую. — Боже мой! Сколь мы безумны и
несправедливы сами к себе, когда алчем, как сокровища, как пищи, славы
человеческой и не помним, не радим о славе Божией! Сколько мучений
внутренних, растлевающих нашу душу; сколько беспорядочного, вредного для
здоровья волнения крови! Сколько вреда для занятий по службе, если мы не в
состоянии силою веры и сердечной молитвы победить в себе чувство ненависти и
мщения к оскорбившему! — О, братия мои! Возлюбим славу Божию: и тогда слава человеческая
будет для нас пустой звук; тогда мы будем иметь в душе постоянный, глубокий
мир и всегдашнее чувство своего высокого достоинства как христиан — сынов и наследников Божиих и сонаследников Христовых в
будущей жизни (Ср.: Рим. 8, 17), — достоинства, пред которым ничтожно всякое
земное достоинство, как временное и преходящее. — Ревнуя о
славе Божией, мы сами будем желать, как блага, осуждения человеческого, как
достойного возмездия своим порокам, лишающим нас вечной славы Божией, как
исправительного, Богом же посылаемого нам наказания за наши грехи, как
врачев-ства, как противоядия греховному яду, заразившему все наше сердце и
постепенно растлевающему нашу душу, назначенную к блаженному бессмертию и
соединению с Богом. — Праведный Господь наказывает нас в этом мире не
всегда непосредственно, а часто чрез тех же людей, с которыми мы живем и
пред которыми обнаруживаем свои страсти и греховные наклонности. И люди,
неправедно или праведно нас обижающие, бывают против их воли нашими же
благодетелями, обнаруживая в нас таящиеся страсти и подавая нам повод к
исправлению себя самих. И так будем принимать от людей всякую клевету и
злословие как милость Божию!”[Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847
стр.,с.265]
“Есть люди, которые с насмешкою
отзываются о людях, подверженных, по временам, припадкам злобы: они говорят о
конвульсиях на их лице или о выражении злобы на самом лице, о краске или
бледности, выступающей на их лице при известных обстоятельствах, и прочем. Но я жалею о таких людях (о тех и о других), невольниках бесовского
коварства и своих страстей, и готов скорее помолиться об них как об немощных,
ибо и злобящиеся немощны, и осуждающие — тоже: те и другие согрешают
враждою.Признаюсь, что у меня у самого часто
доходят до души воды злобы (Ср.: Пс. 68, 2), нетерпения и
раздражительности и я бываю готов ни за что ни про что злобиться в сердце на
брата своего, даже иногда на младенца, или из-за какой-нибудь самой глупой
причины. — Ты кто ecu, брат мой, судяй чуждему рабу? (Рим.
14, 4.) Разве ты не сын Адама и Евы? Разве повреждение не коснулось твоего
существа? Разве ты не растлен всякими страстями? Не сучец ли ты видишь
во оце брата твоего, а в своемоке душевном не видишь и целого бревна (Ср.: Мф. 7, 3),
завалившего и омрачившего душу твою? — Итак, изми,друг, первее бервно из очесе твоего, и
тогда про-зриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Ср.: Мф. 7, 5).
— Помяни, что Господь о всех людях сказал: вы зли суще(Лк. 11, 13) и что никто не благ, токмо един Бог (Мф.
19, 17). — Послушай и
еще, что Господь сказал: сниде дождь, приидо-ша реки, возвеяша ветри, и
опрошася храмине той (Мф. 7, 27). Знаешь, что это значит? — А вот что:
дождь и реки — это многовидная злоба диа-вольская,
устремляющаяся постоянно к нашему сердцу при нашем невнимании и оплошности:
дождем она названа по причине частости и проницательности в нашу душу, а
рекою — по причине великой подмывательной силы, с которою приливает
диавольская злоба к нашему сердцу. — Ветрами называются поднебесные духи
злобы (Еф. 6,12), которые, как ветры бурные и сокрушительные, воют и
ревут в нашей душе в действиях различных страстей. Опрошася храмине той: эти
дождь, реки и ветры бесовские дружно опираются на нашу душу, уподобительно
называемую храминою. — Так видишь, друг, что бывает с бедным человеком? Как
ему твердо устоять против таких сильных искушений, если он не имеет твердой веры в Господа Иисуса Христа и не научился
искреннею молитвою побеждать искушения бесовские? Не пожалеть ли об нем надо, не помолиться ли по-братски? — Не на это ли и
Господь указывает, когда говорит: любите
враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и
молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5, 44).“[Святой
праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том IV. 1862.Издательство «Отчий Дом». Москва.2006, 670
стр.,с.472]
“Всякий сам себе господин: потому
что всякий человек есть образ Божий, одарен разумом и свободою;
всякий имеет совесть, и нам должно всемерно остерегаться от того, чтобы не
видеть сучец во оце брата (Мф. 7, 3), не беспокоиться об нем до мелочности, потому что это было бы оскорблением
его разуму и свободной воле и поруганием образу Божию, особенно — не
указывать ему при удовлетворении им голода и жажды: ибо и животные, по
одному инстинкту природному, умеют есть и пить — столько, сколько нужно, — не
только человек, существо разумное. Итак, надо отбросить эту беспокойную и
мелочную заботу о ближнем, с нами живущем. Сам Бог,
действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 6), руководит всех во всем. А мы должны
сами себя знать — да не отягчают наша сердца
объядением и пиянством (Лк. 21, 34). “[Святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том V. 1863-1864.Издательство «Отчий Дом». Москва.2009,
606 стр.,с.400]