на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 1. От Матфея святое благовествование

Глава 8
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные -- гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

     Сколько разновидных грехов и страстей гнездится в глубине души твоей, когда Господь открывает сердечные очи твои зреть их. Господи, от тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего (Пс. 18, 13). Лисицы (бесы) имеют норы и птицы небесные (бесы) гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Зато какая награда уготована чистым сердцем! Как Господь прославляет их еще в жизни настоящей! А что в будущей приготовил им!
III. ЗЕМНОЙ ПУТЬ ХРИСТИАНИНА К БОГУ - БОРЬБА С ПЛОТЬЮ, ПОКАЯНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ТЕРПЕНИЯ И ПРОЩЕНИЯ ОБИД, СМИРЕНИЯ, МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЧЕГО. ВЗГЛЯД НА БОГАТСТВО .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909
     Господь Иисус Христос не имел где главу приклонить во время земной жизни Своей [Мф. 8, 20], но имел в себе живот Свой и живот всех [Иоан. 3, 36; 5, 26; 11, 25; 14, 6], люди же богатые строят себе дворцы великолепные, живут в них, но, увы, при такой блестящей обстановке не имеют в сердце своем истинной жизни, не могут наслаждаться и суетою своею: им скучно и душно в великолепных дворцах своих, так что многие богачи и важные сановники променяли бы дворцы свои на хижину бедняка, только бы достать сердечное его спокойствие.
8.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
" Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны

"     Господь Иисус Христос не имел где главу приклонить во время земной жизни Своей [Мф. 8, 20], но имел в себе живот Свой и живот всех [Иоан. 3, 36; 5, 26; 11, 25; 14, 6], люди же богатые строят себе дворцы великолепные, живут в них, но, увы, при такой блестящей обстановке не имеют в сердце своем истинной жизни, не могут наслаждаться и суетою своею: им скучно и душно в великолепных дворцах своих, так что многие богачи и важные сановники променяли бы дворцы свои на хижину бедняка, только бы достать сердечное его спокойствие." [Св. Иоанн  Кронштадтский МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ. Иоанновский Ставропигиальный женский монастырь. Печатный двор. Санкт-Петербург, 2005, 632 стр., т1.,с.149]

 

"     Сколько разновидных грехов и страстей гнездится в глубине души твоей, когда Господь открывает сердечные очи твои зреть их. Господи, от тайных моих очисти меня, и от умышленных удержи раба Твоего (Пс. 18, 13). Лисицы (бесы) имеют норы и птицы небесные (бесы) гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Зато какая награда уготована чистым сердцем! Как Господь прославляет их еще в жизни настоящей! А что в будущей приготовил им!" [Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Издательство: Харвест, Минск, 2002 г., 144 стр..99]

     Есть класс людей, имеющих особую нужду в утешениях веры и надежды христианской. Это — класс людей бедных, которые при бедности своей не просят милостыни, но с безмолвием делающе в поте лица едят свой трудовой хлеб (2 Фес. 3, 12), иногда в большой скудости по причине неблаго­дарности труда и многочисленности членов семей­ства. — Этим-то людям, живущим в нужде и горе, вкушающим хлеб в поте лица (Ср.: Быт. 3,19), не воспринимающим здесь утешения (Ср.: Лк. 6, 24), нужно сказать в утешение, что их-то преимуще­ственно Господь избрал богатыми в вере и наслед­никами Царствия Небесного (Ср.: Иак. 2, 5), что состояние их — самое благоприятное для спасения их души, потому что они больше богатых и знат­ных надеются на Бога: ибо на кого надеяться бед­ному, кроме Бога, при неимении всех других, ви­димых опор, на которые полагаются знатные и бо­гатые? — К кому прибегать в нужде и горе, за не­имением помощников в мире, как не к Богу? Так и мы знаем, что нищие в нищете своей научаются живой вере в Бога и надежде на Него, и потому мы больше всего слышим имя Божие на устах этого класса людей: Бог поможет, Бог не оставит — яс­ное доказательство живущей в сердцах их веры и надежды на Бога. Между тем как от богатых и славных людей мира не услышишь этого достопокланяемого Имени или услышишь произносимым с небрежением, по привычке и без сознания его ве­личия и святости. Итак, братия, несущие бремя бедности, не ропщите на свою судьбу, а благослов­ляйте Господа, приближающего сердца ваши к Себе чрез недостаток благ земных, которые легко могли бы отдалить вас от Бога; будьте уверены, что вас любит Господь ничем не меньше, чем тех, кото­рые имеют все в изобилии; напротив, еще больше их — потому что вместо тленных благ земных Он отдает вам Себя — Сокровище нетленное и Богат­ство неистощимое: что же может быть выше та­кого сокровища, что может быть высшим доказа­тельством любви Его к вам? В людях бывает так, что большее видят доказательств любви искренней в том человеке, который не деньгами или вещами помогает известному человеку, а сам отдается ему в покорнейшего слугу, делаясь для него всем. — Итак, будьте, возлюбленные, уверены несомненно в промышлении Божием об вас и не тяготитесь своею участью. Вспомните Господа, нас ради обни­щавшего и не имевшего где главу приклонити (Мф. 8, 20). Не приятно ли быть подражателями Ему и, так сказать, разделять Его земную участь? Сын ли Божий Единородный не был в любви у Бога Отца Своего (Ср.: Ин. 15, 10)? Не Сам ли Отец сви­детельствовал об Нем: Сей есть Сын Мой возлюб­ленный, о Немже благоволих (Мф. 3, 17)? И одна­ко ж, возлюбленный Сын Божий не широким пу­тем шел, а путем узким и скорбным, чтобы нам показать пример терпения и преданности Богу. Еще есть класс страдальцев, страдающих душев­ными и телесными болезнями. Есть люди, которых устрашает бездна их грехов, ни с чьими грехами, по их мнению, не сравнимых, — и они отчаивают­ся в Божием милосердии, готовом будто бы пока­рать их; они слишком преувеличивают в своем во­ображении каждый грех свой, или лучше, не они, а враг рода человеческого диавол, и они предают­ся тоске и грусти, не погружаясь в молитву и не предавая себя милосердию Иисуса Христа, взявше­му на Себя грехи мира (Ср.: Ин. 1, 29) и прощаю­щего истинно кающихся грешников. Чтобы сата­на не увлек таких людей в бездну отчаяния, надоб­но и им показать силу веры и воодушевить их хри­стианскою надеждою на прощение грехов. Кровь Сына Божия не очистит ли нас от всякого греха? Не болий ли Иже в нас, нежели иже в мире, то есть диавол (Ср.: 1 Ин. 4, 4)? А какое утешение предло­жить больным?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник. Том III. 1860-1861.  Издательство «Отчий Дом». Москва.2005, 847 стр..222]

     Итак, что же остается нам делать, братия грешники, когда Небесный Врач с такою любовию, с таким самоотвержением предлагает нам столь сильное и необычайное к нашему спасению    Свое воплощение, Свое вочело­вечение, Свое уничижение, Свое учение и чу­деса, Свой Крест и Свою смерть?    Ничего более, как неотложно и со всем усердием вос­пользоваться этим врачевством и жить по на­ставлениям этого Небесного Врача, а не жить так беспечно в этом мире, как жили, особенно же не проводить бесчинно эти святые дни. Ибо некоторые, как умопомешанные, нарядившись в разные несвойственные их лицу костюмы, ходят как призраки по домам, позволяют себе непристойные движения, непристойные слова и непристойный смех, и такой великий и свя­той праздник превращают в греховную праз­дность и в служение сатане. Когда мы будем проводить праздники Господни чинно и свято, как подобает христианам? Когда прекратятся эти нескромные забавы; когда мы будем пом­нить, еже святити день субботы (ср.: Исх. 20, 8) или покоя, чтобы покоиться от дел греха покоем Господним, ибо всякий праздник хрис­тианский должен быть субботою Господу; ког­да почиет в нас Господь, не имеющий где главу подклонить (ср.: Мф. 8, 20), в нашем сердце, по причине непрестанного рабства греху?”[Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово. Издательство «Отчий Дом». Москва.2009, 400 стр..370]

 

1.Св. Иоанн Кронштадтский. Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург, СПбПДА,2009.384 с.