на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 14. Первое послание к Коринфянам

Глава 13
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
     "Сколько врагов у человека падшего, пленника! Собственная коварная, многострастная плоть, диавол, бодрствующий и коварствующий над погибелью нашей, мир прелюбодейный и грешный, со всеми лукавыми обычаями и прелестями, со всею суетой и непостоянством своим". Хотя люди сами виноваты в грехах, но сатана является причиною бездны грехов. Предостерегая от диавола и произнося ему "торжественное проклятье" как первому отступнику от Бога, Его вечной правды, порядка, мира и блаженства, указывая всем на него как на врага, хульника и льстеца нашего, о. Иоанн обнажает перед нами козни диавольские и его безобразие. Орудием действия на человека диавол избрал мир, прелести мира, над которыми он возымел власть как "князь мира", когда человек, предавшись вражьей лести, лишился власти над природою (миром) и начальство свое передал врагу. Своим всескверным, смертоносным и мучительным ядом диавол действует, как зараза, на самые слабые стороны, т.е. на страсти, образовавшиеся в нас после падения. Рассчитывая на невнимание и легкомыслие человека, враг наш действует или неожиданно наносимыми скорбями, желая внушить отчаяние, или прелестью плотской красоты и минутной сласти. Так как главная заповедь Божия есть любовь как основное требование блаженной жизни ("если я раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" -1 Кор. 13, 3), то и диавол как основное требование приставил также любовь, но не святую любовь к Богу и во имя Божие, а любовь мира сего - любовь прелюбодейную и любовь почестей мира сего. "Спешит, спешит неимоверно, ловит человека диавол, чтобы погубить его навеки". И сколь многие сделались уже жертвою широко расставленных сетей диавола, жертвою его широкой огненной пасти. Которой он поглощает неверных. Тот, кого одолеет и победит диавол, подвергается вечному плену, стыду и муке. "Враг нашего спасения вот уже около восьми тысяч лет остается верен своей лукавой губительной системе". Но диавол таится от человека, скрывая свое безобразие и нелепый вид, чтобы человек не возненавидел и не почувствовал к нему отвращения и ненависти. "О, окаянный, прочь от меня, враг истины и правды Божьей!"
Предисловие. П.Ивановский .Протоiерей Iоанн Ильич Сергiев-Кронштадтский.. ЖИВОЙ КОЛОСЪ. 1909.
     Одна определенная заповедь дана была человекам, Еве и Адаму, для того, чтобы исполнением одной этой заповеди, притом легкой, люди могли приобрести навык к исполнению воли Божией, в исполнении которой состоит все благобытие тварей, и могли утвердиться в любви к Богу. Обращая внимание на противоположное - на неисполнение воли Творца и исполнение воли собственной, противной Творцу, мы замечаем, что человек мало-помалу приобретает навык к худому и извращает свою высокую, по образу Божию и по подобию созданную природу, делается врагом Божиим. Так важно исполнение заповедей Божиих и так пагубно неисполнение! Давая определенную заповедь первым людям о неядении плодов древа познания добра и зла, Господь Бог явился Сам пестуном новосозданной разумной твари, Своих чад по усыновлению. Кто виноват, что это пестунство было отвергнуто и человек захотел лучше сам собою управляться! Вот и доселе, при всех успехах в науках и искусствах, при всех сокровищах мудрости человеческой, древний и новый человек не может воспитать сам себя, потому что отверг еще в начале детоводство Божие, ибо, скажите, кто другой, как не Бог, долженствовал быть пестуном нашим? И в нынешнее время и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству. Вот вам полезное замечание, все современные педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове много, а в сердце мало, мало, а часто - увы! - нет ничего! Жизнь-то не соответствует образованию и науке. Но аще вем вся тайны и весь разум, любве же не имам, никая польза ми есть [1 Кор. 13, 2, 3].
8.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893