на страницу поиска в текстах Библии  Богослов  Словарь  Книги
Поиск "Богослова" в текстах "Ветхого и Нового Завета"
Текст Кн. Гл. Ст. слова

Новый Завет. Книга 4. От Иоанна святое благовествование

Глава 3
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
     Как дыхание необходимо для тела, и без дыхания человек не может жить: так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнию. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. Дух, идеже хощет, дышет... [Иоан. 3, 8].
1.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Господь Бог, как Само-Живот и преизбыток жизни. Сам от вечности, как говорит св. Григорий Богослов, подвигся в Три Лица и остановился на Трех, т.е. Бог есть Отец, Слово и Дух. Ты спросишь, как в Боге - три Лица? Отвечаю: не понимаю - как, но знаю, что так быть должно и иначе быть не может. Ты еще спросишь: отчего в Боге третье Лицо называется Духом и отчего Он - особое Лицо, когда Бог без того есть Дух? - Отвечаю: Дух Божий назван Духом по отношению к твари: Господь дунул Ипостасным Духом Своим - и явилось, по манию Его Животворящего Духа, бесчисленное множество духов: Духом уст Его вся сила их [Пс. 32, 6]; дунул Духом Своим в состав человеческий: и бысть человек в душу живу [Быт. 2, 7], и от этого дыхания доселе рождаются люди и будут рождаться до скончания века по заповеди: раститеся и множитеся [Быт. 1, 28]. Если столько личных отдельных существ Господь сотворил Духом Своим, то как же не быть Лицом или личным творящим Существом Самому Духу Божию? Дух, идеже хощет, дышет [Иоан. 3, 8]. Видите, Дух называется Духом как Ипостась Божия. Если есть бесчисленное множество сотворенных личных духов, то Самому ли Богу оставаться без Духа, как без Своего Лица - Самостоятельного, Ипостасного? А Сын, Премудрость Отца, личная, живая, не необходима ли в Боге? Посмотри на себя. Ты - тварь; и в тебе бывает такая премудрость, что тебе удивляются весьма многие; ты творишь иногда подлинно удивительные вещи, и тебя величают творцом этих вещей. Но ведь это ты - маленькое, немощное создание. - Как же, посуди теперь, в Боге не быть Премудрости само-личной, как в Боге не быть Творцу, как Ему не иметь Своей живой, самосущей Премудрости? Посмотри на все в мире, как все премудро! как во всем самомалейшем видна изумительная премудрость, удивительное выполнение всепремудрой мысли с изумительною точностью, чистотою безукоризненною! Как в Боге не быть личной Премудрости? Сообрази: как Бог, создав множество разумных, личных, мудрых живых существ, Сам не родил из Себя личную Премудрость? Лепо ли это? Возможно ли это? Сообразно ли это с совершенствами Творца? - Так в Боге должна быть ипостасная Премудрость, или ипостасное Слово Отца, равно как и Дух Животворящий, от Бога Отца исходящий и в Сыне почивающий. В тебе есть дыхание, вещественное, неличное, а у Бога, как Само-Живота, оно - Дух личный, не разливающийся, но простой, все оживотворяющий.
3.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Ветер один и тот же, но в бесчисленно-многих местах производит силы: так и Дух Божий один и тот же, но в бесчисленных соборах ангельских являет силу и крепость Свою, во всех святых человеках, дышет, идеже хощет, и глас Его слышиши [Иоан. 3, 8].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург
     Воздух, дыхание ветра, дыхание тварей в мире вещественном соответствуют духам в мире духовном и Самому несозданному, всеожитворяющему Духу Божию. Потому Дух и явился между прочим в дыхании бурном [Деян. 2, 2]; потому и Спаситель уподобляет дыханию ветра дыхание в душах, верующих в Духа Божия [ср. Иоан. 3, 8]. В мире вещественном - весьма много соответствующего миру духовному, потому что мир вещественный есть творение Духа; а может ли Дух-Творец не показать отчасти образ Свой и сродство в тварях, Им созданных? Человек есть только самый возможно высокий образ Божий между тварями, причастными вещества и чисто вещественными. Целованию уст соответствует целование души; и мы, лобызая святыню, должны лобызать устами, душою и сердцем.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том первый.С.-Петербург.1893
     Что для животных тел и растений - воздух, то для духовных существ, для Ангелов и человеков - Дух Святый; потому и Господь сказал: Дух, идеже хощет, дышет, и глас (дыхание) Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет [Иоан. 3, 8]. Потому веруй, что душа твоя дышит Духом Святым, знай своего Благодетеля, своего Живота и благоговей пред Ним ежедневно и чти Его любовью и добрыми делами. Бегай смрадного диавольского дыхания, грехов и страстей, особенно вражды, нестроения, гордости, неверия. Говори в себе чаще: душа моя дышит Духом Святым, буди убо от мене вечно слава Духу Святому купно со Отцом и Сыном.
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893
     Как все необходимое для физической жизни мы получаем из земли, воздуха, огня и воды, так все необходимое для жизни духовной - все светлые, добрые и спасительные мысли и расположения сердца получаем от Бога, хотя этого и не замечаем по причине невидимости мыслей и сердечных движений. Дух идеже хощет дышет, и глас Его слышиши [Иоан. 3, 8]. Не довольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога [2 Кор. 3, 5].
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА ПРОТОИЕРЕЯ Иоанна Ильича Сергиева.Св. Иоанн Кронштадтский. МОЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ.Том второй.С.-Петербург.1893