| 14.Первое послание к Коринфянам | |
| Глава 1 |
1 |
Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, |
2 |
церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: |
3 |
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. |
4 |
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, |
5 |
потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, -- |
6 |
ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, -- |
7 |
так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, |
8 |
Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. |
9 |
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего. |
10 |
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. |
11 |
Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. |
12 |
Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". |
13 |
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? |
14 |
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, |
15 |
дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. |
16 |
Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. |
17 |
Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. |
18 |
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия. |
19 |
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. |
20 |
Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? |
21 |
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. |
22 |
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; |
23 |
а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, |
24 |
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; |
25 |
потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. |
26 |
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; |
27 |
но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; |
28 |
и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, -- |
29 |
для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. |
30 |
От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, |
31 |
чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. |
| Глава 2 |
1 |
И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, |
2 |
ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, |
3 |
и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. |
4 |
И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, |
5 |
чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. |
6 |
Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, |
7 |
но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, |
8 |
которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. |
9 |
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. |
10 |
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. |
11 |
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. |
12 |
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, |
13 |
что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. |
14 |
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. |
15 |
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. |
16 |
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. |
| Глава 3 |
1 |
И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. |
2 |
Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, |
3 |
потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? |
4 |
Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? |
5 |
Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. |
6 |
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; |
7 |
посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. |
8 |
Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. |
9 |
Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. |
10 |
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. |
11 |
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. |
12 |
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -- |
13 |
каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. |
14 |
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. |
15 |
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. |
16 |
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? |
17 |
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм -- вы. |
18 |
Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. |
19 |
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. |
20 |
И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. |
21 |
Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: |
22 |
Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, -- все ваше; |
23 |
вы же -- Христовы, а Христос -- Божий. |
| Глава 4 |
1 |
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. |
2 |
От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. |
3 |
Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. |
4 |
Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. |
5 |
Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. |
6 |
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. |
7 |
Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? |
8 |
Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! |
9 |
Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. |
10 |
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. |
11 |
Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, |
12 |
и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; |
13 |
хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. |
14 |
Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. |
15 |
Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. |
16 |
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. |
17 |
Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. |
18 |
Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; |
19 |
но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, |
20 |
ибо Царство Божие не в слове, а в силе. |
21 |
Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? |
| Глава 5 |
1 |
Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. |
2 |
И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. |
3 |
А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, |
4 |
в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, |
5 |
предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. |
6 |
Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? |
7 |
Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. |
8 |
Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. |
9 |
Я писал вам в послании -- не сообщаться с блудниками; |
10 |
впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. |
11 |
Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. |
12 |
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? |
13 |
Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас. |
| Глава 6 |
1 |
Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? |
2 |
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? |
3 |
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? |
4 |
А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. |
5 |
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? |
6 |
Но брат с братом судится, и притом перед неверными. |
7 |
И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? |
8 |
Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. |
9 |
Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, |
10 |
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -- Царства Божия не наследуют. |
11 |
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. |
12 |
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. |
13 |
Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. |
14 |
Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. |
15 |
Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! |
16 |
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. |
17 |
А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. |
18 |
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. |
19 |
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? |
20 |
Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. |
| Глава 7 |
1 |
А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. |
2 |
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. |
3 |
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. |
4 |
Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. |
5 |
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. |
6 |
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. |
7 |
Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. |
8 |
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. |
9 |
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. |
10 |
А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -- |
11 |
если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, -- и мужу не оставлять жены своей. |
12 |
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; |
13 |
и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. |
14 |
Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. |
15 |
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. |
16 |
Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? |
17 |
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. |
18 |
Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. |
19 |
Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. |
20 |
Каждый оставайся в том звании, в котором призван. |
21 |
Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. |
22 |
Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. |
23 |
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. |
24 |
В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. |
25 |
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. |
26 |
По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. |
27 |
Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. |
28 |
Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. |
29 |
Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; |
30 |
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; |
31 |
и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. |
32 |
А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; |
33 |
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: |
34 |
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. |
35 |
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. |
36 |
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. |
37 |
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. |
38 |
Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. |
39 |
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. |
40 |
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. |
| Глава 8 |
1 |
О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. |
2 |
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. |
3 |
Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. |
4 |
Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. |
5 |
Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, -- |
6 |
но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. |
7 |
Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. |
8 |
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. |
9 |
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. |
10 |
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? |
11 |
И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. |
12 |
А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. |
13 |
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. |
| Глава 9 |
1 |
Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? |
2 |
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -- вы в Господе. |
3 |
Вот мое защищение против осуждающих меня. |
4 |
Или мы не имеем власти есть и пить? |
5 |
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? |
6 |
Или один я и Варнава не имеем власти не работать? |
7 |
Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? |
8 |
По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? |
9 |
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? |
10 |
Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. |
11 |
Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? |
12 |
Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. |
13 |
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? |
14 |
Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. |
15 |
Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. |
16 |
Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! |
17 |
Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. |
18 |
За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. |
19 |
Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: |
20 |
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; |
21 |
для чуждых закона -- как чуждый закона, -- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, -- чтобы приобрести чуждых закона; |
22 |
для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. |
23 |
Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. |
24 |
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. |
25 |
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы -- нетленного. |
26 |
И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; |
27 |
но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. |
| Глава 10 |
1 |
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; |
2 |
и все крестились в Моисея в облаке и в море; |
3 |
и все ели одну и ту же духовную пищу; |
4 |
и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. |
5 |
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. |
6 |
А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. |
7 |
Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. |
8 |
Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. |
9 |
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. |
10 |
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. |
11 |
Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. |
12 |
Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. |
13 |
Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. |
14 |
Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. |
15 |
Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. |
16 |
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? |
17 |
Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. |
18 |
Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? |
19 |
Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? |
20 |
Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. |
21 |
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. |
22 |
Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? |
23 |
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. |
24 |
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. |
25 |
Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; |
26 |
ибо Господня земля, и что наполняет ее. |
27 |
Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. |
28 |
Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, -- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. |
29 |
Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? |
30 |
Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? |
31 |
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. |
32 |
Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, |
33 |
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. |
| Глава 11 |
1 |
Будьте подражателями мне, как я Христу. |
2 |
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. |
3 |
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава -- муж, а Христу глава -- Бог. |
4 |
Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. |
5 |
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. |
6 |
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. |
7 |
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. |
8 |
Ибо не муж от жены, но жена от мужа; |
9 |
и не муж создан для жены, но жена для мужа. |
10 |
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. |
11 |
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. |
12 |
Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же -- от Бога. |
13 |
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? |
14 |
Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, |
15 |
но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? |
16 |
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. |
17 |
Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. |
18 |
Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. |
19 |
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. |
20 |
Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; |
21 |
ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. |
22 |
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. |
23 |
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб |
24 |
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. |
25 |
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. |
26 |
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. |
27 |
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. |
28 |
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. |
29 |
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. |
30 |
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. |
31 |
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. |
32 |
Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. |
33 |
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. |
34 |
А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду. |
| Глава 12 |
1 |
Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. |
2 |
Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. |
3 |
Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. |
4 |
Дары различны, но Дух один и тот же; |
5 |
и служения различны, а Господь один и тот же; |
6 |
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. |
7 |
Но каждому дается проявление Духа на пользу. |
8 |
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; |
9 |
иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; |
10 |
иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. |
11 |
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. |
12 |
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, -- так и Христос. |
13 |
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. |
14 |
Тело же не из одного члена, но из многих. |
15 |
Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? |
16 |
И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? |
17 |
Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? |
18 |
Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. |
19 |
А если бы все были один член, то где было бы тело? |
20 |
Но теперь членов много, а тело одно. |
21 |
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. |
22 |
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, |
23 |
и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; |
24 |
и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, |
25 |
дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. |
26 |
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. |
27 |
И вы -- тело Христово, а порознь -- члены. |
28 |
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. |
29 |
Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? |
30 |
Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? |
31 |
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. |
| Глава 13 |
1 |
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий. |
2 |
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто. |
3 |
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. |
4 |
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, |
5 |
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, |
6 |
не радуется неправде, а сорадуется истине; |
7 |
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. |
8 |
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. |
9 |
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; |
10 |
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. |
11 |
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. |
12 |
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. |
13 |
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. |
| Глава 14 |
1 |
Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. |
2 |
Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; |
3 |
а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. |
4 |
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. |
5 |
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. |
6 |
Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? |
7 |
И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? |
8 |
И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? |
9 |
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. |
10 |
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. |
11 |
Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. |
12 |
Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. |
13 |
А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. |
14 |
Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. |
15 |
Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. |
16 |
Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. |
17 |
Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. |
18 |
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; |
19 |
но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. |
20 |
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. |
21 |
В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. |
22 |
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. |
23 |
Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? |
24 |
Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. |
25 |
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. |
26 |
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, -- все сие да будет к назиданию. |
27 |
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. |
28 |
Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. |
29 |
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. |
30 |
Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. |
31 |
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. |
32 |
И духи пророческие послушны пророкам, |
33 |
потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых. |
34 |
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. |
35 |
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. |
36 |
Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? |
37 |
Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. |
38 |
А кто не разумеет, пусть не разумеет. |
39 |
Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; |
40 |
только всё должно быть благопристойно и чинно. |
| Глава 15 |
1 |
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, |
2 |
которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. |
3 |
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, |
4 |
и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, |
5 |
и что явился Кифе, потом двенадцати; |
6 |
потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; |
7 |
потом явился Иакову, также всем Апостолам; |
8 |
а после всех явился и мне, как некоему извергу. |
9 |
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. |
10 |
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. |
11 |
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. |
12 |
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? |
13 |
Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; |
14 |
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. |
15 |
Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; |
16 |
ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. |
17 |
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. |
18 |
Поэтому и умершие во Христе погибли. |
19 |
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. |
20 |
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. |
21 |
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. |
22 |
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, |
23 |
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. |
24 |
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. |
25 |
Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. |
26 |
Последний же враг истребится -- смерть, |
27 |
потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. |
28 |
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. |
29 |
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? |
30 |
Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? |
31 |
Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. |
32 |
По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! |
33 |
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. |
34 |
Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. |
35 |
Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? |
36 |
Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. |
37 |
И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; |
38 |
но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. |
39 |
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. |
40 |
Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. |
41 |
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. |
42 |
Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; |
43 |
сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; |
44 |
сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. |
45 |
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. |
46 |
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. |
47 |
Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба. |
48 |
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. |
49 |
И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. |
50 |
Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. |
51 |
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся |
52 |
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. |
53 |
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. |
54 |
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. |
55 |
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? |
56 |
Жало же смерти -- грех; а сила греха -- закон. |
57 |
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! |
58 |
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. |
| Глава 16 |
1 |
При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. |
2 |
В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. |
3 |
Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. |
4 |
А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. |
5 |
Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. |
6 |
У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. |
7 |
Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. |
8 |
В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, |
9 |
ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. |
10 |
Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. |
11 |
Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. |
12 |
А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно. |
13 |
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. |
14 |
Все у вас да будет с любовью. |
15 |
Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), |
16 |
будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. |
17 |
Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, |
18 |
ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. |
19 |
Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. |
20 |
Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. |
21 |
Мое, Павлово, приветствие собственноручно. |
22 |
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. |
23 |
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, |
24 |
и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. |