|  |   | 
 | Глава 1 | 
	
		| 1:1 | 
		Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,   | 
	
	
		| 1:2 | 
		церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:   | 
	
	
		| 1:3 | 
		благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 1:4 | 
		Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,   | 
	
	
		| 1:5 | 
		потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, --   | 
	
	
		| 1:6 | 
		ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, --   | 
	
	
		| 1:7 | 
		так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,   | 
	
	
		| 1:8 | 
		Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 1:9 | 
		Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.   | 
	
	
		| 1:10 | 
		Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.   | 
	
	
		| 1:11 | 
		Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.   | 
	
	
		| 1:12 | 
		Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".   | 
	
	
		| 1:13 | 
		Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?   | 
	
	
		| 1:14 | 
		Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,   | 
	
	
		| 1:15 | 
		дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.   | 
	
	
		| 1:16 | 
		Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.   | 
	
	
		| 1:17 | 
		Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.   | 
	
	
		| 1:18 | 
		Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.   | 
	
	
		| 1:19 | 
		Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.   | 
	
	
		| 1:20 | 
		Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?   | 
	
	
		| 1:21 | 
		Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.   | 
	
	
		| 1:22 | 
		Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;   | 
	
	
		| 1:23 | 
		а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,   | 
	
	
		| 1:24 | 
		для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;   | 
	
	
		| 1:25 | 
		потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.   | 
	
	
		| 1:26 | 
		Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;   | 
	
	
		| 1:27 | 
		но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;   | 
	
	
		| 1:28 | 
		и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, --   | 
	
	
		| 1:29 | 
		для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.   | 
	
	
		| 1:30 | 
		От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,   | 
	
	
		| 1:31 | 
		чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.   | 
	
 | Глава 2 | 
	
		| 2:1 | 
		И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,   | 
	
	
		| 2:2 | 
		ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,   | 
	
	
		| 2:3 | 
		и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.   | 
	
	
		| 2:4 | 
		И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,   | 
	
	
		| 2:5 | 
		чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.   | 
	
	
		| 2:6 | 
		Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,   | 
	
	
		| 2:7 | 
		но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,   | 
	
	
		| 2:8 | 
		которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.   | 
	
	
		| 2:9 | 
		Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.   | 
	
	
		| 2:10 | 
		А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.   | 
	
	
		| 2:11 | 
		Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.   | 
	
	
		| 2:12 | 
		Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,   | 
	
	
		| 2:13 | 
		что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.   | 
	
	
		| 2:14 | 
		Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.   | 
	
	
		| 2:15 | 
		Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.   | 
	
	
		| 2:16 | 
		Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.   | 
	
 | Глава 3 | 
	
		| 3:1 | 
		И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.   | 
	
	
		| 3:2 | 
		Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,   | 
	
	
		| 3:3 | 
		потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?   | 
	
	
		| 3:4 | 
		Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?   | 
	
	
		| 3:5 | 
		Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.   | 
	
	
		| 3:6 | 
		Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;   | 
	
	
		| 3:7 | 
		посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.   | 
	
	
		| 3:8 | 
		Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.   | 
	
	
		| 3:9 | 
		Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.   | 
	
	
		| 3:10 | 
		Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.   | 
	
	
		| 3:11 | 
		Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.   | 
	
	
		| 3:12 | 
		Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, --   | 
	
	
		| 3:13 | 
		каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.   | 
	
	
		| 3:14 | 
		У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.   | 
	
	
		| 3:15 | 
		А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.   | 
	
	
		| 3:16 | 
		Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?   | 
	
	
		| 3:17 | 
		Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм -- вы.   | 
	
	
		| 3:18 | 
		Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.   | 
	
	
		| 3:19 | 
		Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.   | 
	
	
		| 3:20 | 
		И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.   | 
	
	
		| 3:21 | 
		Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:   | 
	
	
		| 3:22 | 
		Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, -- все ваше;   | 
	
	
		| 3:23 | 
		вы же -- Христовы, а Христос -- Божий.   | 
	
 | Глава 4 | 
	
		| 4:1 | 
		Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.   | 
	
	
		| 4:2 | 
		От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.   | 
	
	
		| 4:3 | 
		Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.   | 
	
	
		| 4:4 | 
		Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.   | 
	
	
		| 4:5 | 
		Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.   | 
	
	
		| 4:6 | 
		Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.   | 
	
	
		| 4:7 | 
		Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?   | 
	
	
		| 4:8 | 
		Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!   | 
	
	
		| 4:9 | 
		Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.   | 
	
	
		| 4:10 | 
		Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.   | 
	
	
		| 4:11 | 
		Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,   | 
	
	
		| 4:12 | 
		и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;   | 
	
	
		| 4:13 | 
		хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.   | 
	
	
		| 4:14 | 
		Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.   | 
	
	
		| 4:15 | 
		Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.   | 
	
	
		| 4:16 | 
		Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.   | 
	
	
		| 4:17 | 
		Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.   | 
	
	
		| 4:18 | 
		Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;   | 
	
	
		| 4:19 | 
		но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,   | 
	
	
		| 4:20 | 
		ибо Царство Божие не в слове, а в силе.   | 
	
	
		| 4:21 | 
		Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?   | 
	
 | Глава 5 | 
	
		| 5:1 | 
		Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.   | 
	
	
		| 5:2 | 
		И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.   | 
	
	
		| 5:3 | 
		А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,   | 
	
	
		| 5:4 | 
		в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,   | 
	
	
		| 5:5 | 
		предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 5:6 | 
		Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?   | 
	
	
		| 5:7 | 
		Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.   | 
	
	
		| 5:8 | 
		Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.   | 
	
	
		| 5:9 | 
		Я писал вам в послании -- не сообщаться с блудниками;   | 
	
	
		| 5:10 | 
		впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.   | 
	
	
		| 5:11 | 
		Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.   | 
	
	
		| 5:12 | 
		Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?   | 
	
	
		| 5:13 | 
		Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.   | 
	
 | Глава 6 | 
	
		| 6:1 | 
		Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?   | 
	
	
		| 6:2 | 
		Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?   | 
	
	
		| 6:3 | 
		Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?   | 
	
	
		| 6:4 | 
		А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.   | 
	
	
		| 6:5 | 
		К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?   | 
	
	
		| 6:6 | 
		Но брат с братом судится, и притом перед неверными.   | 
	
	
		| 6:7 | 
		И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?   | 
	
	
		| 6:8 | 
		Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.   | 
	
	
		| 6:9 | 
		Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,   | 
	
	
		| 6:10 | 
		ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -- Царства Божия не наследуют.   | 
	
	
		| 6:11 | 
		И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.   | 
	
	
		| 6:12 | 
		Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.   | 
	
	
		| 6:13 | 
		Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.   | 
	
	
		| 6:14 | 
		Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.   | 
	
	
		| 6:15 | 
		Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!   | 
	
	
		| 6:16 | 
		Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.   | 
	
	
		| 6:17 | 
		А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.   | 
	
	
		| 6:18 | 
		Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.   | 
	
	
		| 6:19 | 
		Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?   | 
	
	
		| 6:20 | 
		Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.   | 
	
 | Глава 7 | 
	
		| 7:1 | 
		А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.   | 
	
	
		| 7:2 | 
		Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.   | 
	
	
		| 7:3 | 
		Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.   | 
	
	
		| 7:4 | 
		Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.   | 
	
	
		| 7:5 | 
		Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.   | 
	
	
		| 7:6 | 
		Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.   | 
	
	
		| 7:7 | 
		Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.   | 
	
	
		| 7:8 | 
		Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.   | 
	
	
		| 7:9 | 
		Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.   | 
	
	
		| 7:10 | 
		А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, --   | 
	
	
		| 7:11 | 
		если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, -- и мужу не оставлять жены своей.   | 
	
	
		| 7:12 | 
		Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;   | 
	
	
		| 7:13 | 
		и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.   | 
	
	
		| 7:14 | 
		Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.   | 
	
	
		| 7:15 | 
		Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.   | 
	
	
		| 7:16 | 
		Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?   | 
	
	
		| 7:17 | 
		Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.   | 
	
	
		| 7:18 | 
		Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.   | 
	
	
		| 7:19 | 
		Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.   | 
	
	
		| 7:20 | 
		Каждый оставайся в том звании, в котором призван.   | 
	
	
		| 7:21 | 
		Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.   | 
	
	
		| 7:22 | 
		Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.   | 
	
	
		| 7:23 | 
		Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.   | 
	
	
		| 7:24 | 
		В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.   | 
	
	
		| 7:25 | 
		Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.   | 
	
	
		| 7:26 | 
		По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.   | 
	
	
		| 7:27 | 
		Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.   | 
	
	
		| 7:28 | 
		Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.   | 
	
	
		| 7:29 | 
		Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;   | 
	
	
		| 7:30 | 
		и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;   | 
	
	
		| 7:31 | 
		и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.   | 
	
	
		| 7:32 | 
		А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;   | 
	
	
		| 7:33 | 
		а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:   | 
	
	
		| 7:34 | 
		незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.   | 
	
	
		| 7:35 | 
		Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.   | 
	
	
		| 7:36 | 
		Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.   | 
	
	
		| 7:37 | 
		Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.   | 
	
	
		| 7:38 | 
		Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.   | 
	
	
		| 7:39 | 
		Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.   | 
	
	
		| 7:40 | 
		Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.   | 
	
 | Глава 8 | 
	
		| 8:1 | 
		О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.   | 
	
	
		| 8:2 | 
		Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.   | 
	
	
		| 8:3 | 
		Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.   | 
	
	
		| 8:4 | 
		Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.   | 
	
	
		| 8:5 | 
		Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, --   | 
	
	
		| 8:6 | 
		но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.   | 
	
	
		| 8:7 | 
		Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.   | 
	
	
		| 8:8 | 
		Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.   | 
	
	
		| 8:9 | 
		Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.   | 
	
	
		| 8:10 | 
		Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?   | 
	
	
		| 8:11 | 
		И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.   | 
	
	
		| 8:12 | 
		А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.   | 
	
	
		| 8:13 | 
		И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.   | 
	
 | Глава 9 | 
	
		| 9:1 | 
		Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?   | 
	
	
		| 9:2 | 
		Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -- вы в Господе.   | 
	
	
		| 9:3 | 
		Вот мое защищение против осуждающих меня.   | 
	
	
		| 9:4 | 
		Или мы не имеем власти есть и пить?   | 
	
	
		| 9:5 | 
		Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?   | 
	
	
		| 9:6 | 
		Или один я и Варнава не имеем власти не работать?   | 
	
	
		| 9:7 | 
		Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?   | 
	
	
		| 9:8 | 
		По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?   | 
	
	
		| 9:9 | 
		Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?   | 
	
	
		| 9:10 | 
		Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.   | 
	
	
		| 9:11 | 
		Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?   | 
	
	
		| 9:12 | 
		Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.   | 
	
	
		| 9:13 | 
		Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?   | 
	
	
		| 9:14 | 
		Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.   | 
	
	
		| 9:15 | 
		Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.   | 
	
	
		| 9:16 | 
		Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!   | 
	
	
		| 9:17 | 
		Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.   | 
	
	
		| 9:18 | 
		За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.   | 
	
	
		| 9:19 | 
		Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:   | 
	
	
		| 9:20 | 
		для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;   | 
	
	
		| 9:21 | 
		для чуждых закона -- как чуждый закона, -- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, -- чтобы приобрести чуждых закона;   | 
	
	
		| 9:22 | 
		для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.   | 
	
	
		| 9:23 | 
		Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.   | 
	
	
		| 9:24 | 
		Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.   | 
	
	
		| 9:25 | 
		Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы -- нетленного.   | 
	
	
		| 9:26 | 
		И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;   | 
	
	
		| 9:27 | 
		но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.   | 
	
 | Глава 10 | 
	
		| 10:1 | 
		Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;   | 
	
	
		| 10:2 | 
		и все крестились в Моисея в облаке и в море;   | 
	
	
		| 10:3 | 
		и все ели одну и ту же духовную пищу;   | 
	
	
		| 10:4 | 
		и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.   | 
	
	
		| 10:5 | 
		Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.   | 
	
	
		| 10:6 | 
		А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.   | 
	
	
		| 10:7 | 
		Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.   | 
	
	
		| 10:8 | 
		Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.   | 
	
	
		| 10:9 | 
		Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.   | 
	
	
		| 10:10 | 
		Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.   | 
	
	
		| 10:11 | 
		Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.   | 
	
	
		| 10:12 | 
		Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.   | 
	
	
		| 10:13 | 
		Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.   | 
	
	
		| 10:14 | 
		Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.   | 
	
	
		| 10:15 | 
		Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.   | 
	
	
		| 10:16 | 
		Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?   | 
	
	
		| 10:17 | 
		Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.   | 
	
	
		| 10:18 | 
		Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?   | 
	
	
		| 10:19 | 
		Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?   | 
	
	
		| 10:20 | 
		Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.   | 
	
	
		| 10:21 | 
		Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.   | 
	
	
		| 10:22 | 
		Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?   | 
	
	
		| 10:23 | 
		Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.   | 
	
	
		| 10:24 | 
		Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.   | 
	
	
		| 10:25 | 
		Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;   | 
	
	
		| 10:26 | 
		ибо Господня земля, и что наполняет ее.   | 
	
	
		| 10:27 | 
		Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.   | 
	
	
		| 10:28 | 
		Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, -- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.   | 
	
	
		| 10:29 | 
		Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?   | 
	
	
		| 10:30 | 
		Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?   | 
	
	
		| 10:31 | 
		Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.   | 
	
	
		| 10:32 | 
		Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,   | 
	
	
		| 10:33 | 
		так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.   | 
	
 | Глава 11 | 
	
		| 11:1 | 
		Будьте подражателями мне, как я Христу.   | 
	
	
		| 11:2 | 
		Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.   | 
	
	
		| 11:3 | 
		Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава -- муж, а Христу глава -- Бог.   | 
	
	
		| 11:4 | 
		Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.   | 
	
	
		| 11:5 | 
		И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.   | 
	
	
		| 11:6 | 
		Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.   | 
	
	
		| 11:7 | 
		Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.   | 
	
	
		| 11:8 | 
		Ибо не муж от жены, но жена от мужа;   | 
	
	
		| 11:9 | 
		и не муж создан для жены, но жена для мужа.   | 
	
	
		| 11:10 | 
		Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.   | 
	
	
		| 11:11 | 
		Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.   | 
	
	
		| 11:12 | 
		Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же -- от Бога.   | 
	
	
		| 11:13 | 
		Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?   | 
	
	
		| 11:14 | 
		Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,   | 
	
	
		| 11:15 | 
		но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?   | 
	
	
		| 11:16 | 
		А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.   | 
	
	
		| 11:17 | 
		Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.   | 
	
	
		| 11:18 | 
		Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.   | 
	
	
		| 11:19 | 
		Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.   | 
	
	
		| 11:20 | 
		Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;   | 
	
	
		| 11:21 | 
		ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.   | 
	
	
		| 11:22 | 
		Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.   | 
	
	
		| 11:23 | 
		Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб   | 
	
	
		| 11:24 | 
		и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.   | 
	
	
		| 11:25 | 
		Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.   | 
	
	
		| 11:26 | 
		Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.   | 
	
	
		| 11:27 | 
		Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.   | 
	
	
		| 11:28 | 
		Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.   | 
	
	
		| 11:29 | 
		Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.   | 
	
	
		| 11:30 | 
		Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.   | 
	
	
		| 11:31 | 
		Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.   | 
	
	
		| 11:32 | 
		Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.   | 
	
	
		| 11:33 | 
		Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.   | 
	
	
		| 11:34 | 
		А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.   | 
	
 | Глава 12 | 
	
		| 12:1 | 
		Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.   | 
	
	
		| 12:2 | 
		Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.   | 
	
	
		| 12:3 | 
		Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.   | 
	
	
		| 12:4 | 
		Дары различны, но Дух один и тот же;   | 
	
	
		| 12:5 | 
		и служения различны, а Господь один и тот же;   | 
	
	
		| 12:6 | 
		и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.   | 
	
	
		| 12:7 | 
		Но каждому дается проявление Духа на пользу.   | 
	
	
		| 12:8 | 
		Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;   | 
	
	
		| 12:9 | 
		иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;   | 
	
	
		| 12:10 | 
		иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.   | 
	
	
		| 12:11 | 
		Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.   | 
	
	
		| 12:12 | 
		Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, -- так и Христос.   | 
	
	
		| 12:13 | 
		Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.   | 
	
	
		| 12:14 | 
		Тело же не из одного члена, но из многих.   | 
	
	
		| 12:15 | 
		Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?   | 
	
	
		| 12:16 | 
		И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?   | 
	
	
		| 12:17 | 
		Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?   | 
	
	
		| 12:18 | 
		Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.   | 
	
	
		| 12:19 | 
		А если бы все были один член, то где было бы тело?   | 
	
	
		| 12:20 | 
		Но теперь членов много, а тело одно.   | 
	
	
		| 12:21 | 
		Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.   | 
	
	
		| 12:22 | 
		Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее,   | 
	
	
		| 12:23 | 
		и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения;   | 
	
	
		| 12:24 | 
		и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение,   | 
	
	
		| 12:25 | 
		дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.   | 
	
	
		| 12:26 | 
		Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.   | 
	
	
		| 12:27 | 
		И вы -- тело Христово, а порознь -- члены.   | 
	
	
		| 12:28 | 
		И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.   | 
	
	
		| 12:29 | 
		Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?   | 
	
	
		| 12:30 | 
		Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?   | 
	
	
		| 12:31 | 
		Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.   | 
	
 | Глава 13 | 
	
		| 13:1 | 
		Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я -- медь звенящая или кимвал звучащий.   | 
	
	
		| 13:2 | 
		Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, -- то я ничто.   | 
	
	
		| 13:3 | 
		И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.   | 
	
	
		| 13:4 | 
		Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,   | 
	
	
		| 13:5 | 
		не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,   | 
	
	
		| 13:6 | 
		не радуется неправде, а сорадуется истине;   | 
	
	
		| 13:7 | 
		все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.   | 
	
	
		| 13:8 | 
		Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.   | 
	
	
		| 13:9 | 
		Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;   | 
	
	
		| 13:10 | 
		когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.   | 
	
	
		| 13:11 | 
		Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.   | 
	
	
		| 13:12 | 
		Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.   | 
	
	
		| 13:13 | 
		А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.   | 
	
 | Глава 14 | 
	
		| 14:1 | 
		Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.   | 
	
	
		| 14:2 | 
		Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;   | 
	
	
		| 14:3 | 
		а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.   | 
	
	
		| 14:4 | 
		Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.   | 
	
	
		| 14:5 | 
		Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.   | 
	
	
		| 14:6 | 
		Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?   | 
	
	
		| 14:7 | 
		И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?   | 
	
	
		| 14:8 | 
		И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?   | 
	
	
		| 14:9 | 
		Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.   | 
	
	
		| 14:10 | 
		Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.   | 
	
	
		| 14:11 | 
		Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.   | 
	
	
		| 14:12 | 
		Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.   | 
	
	
		| 14:13 | 
		А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.   | 
	
	
		| 14:14 | 
		Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.   | 
	
	
		| 14:15 | 
		Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.   | 
	
	
		| 14:16 | 
		Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.   | 
	
	
		| 14:17 | 
		Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.   | 
	
	
		| 14:18 | 
		Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;   | 
	
	
		| 14:19 | 
		но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.   | 
	
	
		| 14:20 | 
		Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.   | 
	
	
		| 14:21 | 
		В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.   | 
	
	
		| 14:22 | 
		Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.   | 
	
	
		| 14:23 | 
		Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?   | 
	
	
		| 14:24 | 
		Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.   | 
	
	
		| 14:25 | 
		И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.   | 
	
	
		| 14:26 | 
		Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, -- все сие да будет к назиданию.   | 
	
	
		| 14:27 | 
		Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.   | 
	
	
		| 14:28 | 
		Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.   | 
	
	
		| 14:29 | 
		И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.   | 
	
	
		| 14:30 | 
		Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.   | 
	
	
		| 14:31 | 
		Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.   | 
	
	
		| 14:32 | 
		И духи пророческие послушны пророкам,   | 
	
	
		| 14:33 | 
		потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.   | 
	
	
		| 14:34 | 
		Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.   | 
	
	
		| 14:35 | 
		Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.   | 
	
	
		| 14:36 | 
		Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?   | 
	
	
		| 14:37 | 
		Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.   | 
	
	
		| 14:38 | 
		А кто не разумеет, пусть не разумеет.   | 
	
	
		| 14:39 | 
		Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;   | 
	
	
		| 14:40 | 
		только всё должно быть благопристойно и чинно.   | 
	
 | Глава 15 | 
	
		| 15:1 | 
		Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,   | 
	
	
		| 15:2 | 
		которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.   | 
	
	
		| 15:3 | 
		Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,   | 
	
	
		| 15:4 | 
		и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,   | 
	
	
		| 15:5 | 
		и что явился Кифе, потом двенадцати;   | 
	
	
		| 15:6 | 
		потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;   | 
	
	
		| 15:7 | 
		потом явился Иакову, также всем Апостолам;   | 
	
	
		| 15:8 | 
		а после всех явился и мне, как некоему извергу.   | 
	
	
		| 15:9 | 
		Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.   | 
	
	
		| 15:10 | 
		Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.   | 
	
	
		| 15:11 | 
		Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.   | 
	
	
		| 15:12 | 
		Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?   | 
	
	
		| 15:13 | 
		Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;   | 
	
	
		| 15:14 | 
		а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.   | 
	
	
		| 15:15 | 
		Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;   | 
	
	
		| 15:16 | 
		ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.   | 
	
	
		| 15:17 | 
		А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.   | 
	
	
		| 15:18 | 
		Поэтому и умершие во Христе погибли.   | 
	
	
		| 15:19 | 
		И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.   | 
	
	
		| 15:20 | 
		Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.   | 
	
	
		| 15:21 | 
		Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.   | 
	
	
		| 15:22 | 
		Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,   | 
	
	
		| 15:23 | 
		каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.   | 
	
	
		| 15:24 | 
		А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.   | 
	
	
		| 15:25 | 
		Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.   | 
	
	
		| 15:26 | 
		Последний же враг истребится -- смерть,   | 
	
	
		| 15:27 | 
		потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.   | 
	
	
		| 15:28 | 
		Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.   | 
	
	
		| 15:29 | 
		Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?   | 
	
	
		| 15:30 | 
		Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?   | 
	
	
		| 15:31 | 
		Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.   | 
	
	
		| 15:32 | 
		По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!   | 
	
	
		| 15:33 | 
		Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.   | 
	
	
		| 15:34 | 
		Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.   | 
	
	
		| 15:35 | 
		Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?   | 
	
	
		| 15:36 | 
		Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.   | 
	
	
		| 15:37 | 
		И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;   | 
	
	
		| 15:38 | 
		но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.   | 
	
	
		| 15:39 | 
		Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.   | 
	
	
		| 15:40 | 
		Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.   | 
	
	
		| 15:41 | 
		Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.   | 
	
	
		| 15:42 | 
		Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;   | 
	
	
		| 15:43 | 
		сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;   | 
	
	
		| 15:44 | 
		сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.   | 
	
	
		| 15:45 | 
		Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.   | 
	
	
		| 15:46 | 
		Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.   | 
	
	
		| 15:47 | 
		Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба.   | 
	
	
		| 15:48 | 
		Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.   | 
	
	
		| 15:49 | 
		И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.   | 
	
	
		| 15:50 | 
		Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.   | 
	
	
		| 15:51 | 
		Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся   | 
	
	
		| 15:52 | 
		вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.   | 
	
	
		| 15:53 | 
		Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.   | 
	
	
		| 15:54 | 
		Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.   | 
	
	
		| 15:55 | 
		Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?   | 
	
	
		| 15:56 | 
		Жало же смерти -- грех; а сила греха -- закон.   | 
	
	
		| 15:57 | 
		Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!   | 
	
	
		| 15:58 | 
		Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.   | 
	
 | Глава 16 | 
	
		| 16:1 | 
		При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.   | 
	
	
		| 16:2 | 
		В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.   | 
	
	
		| 16:3 | 
		Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.   | 
	
	
		| 16:4 | 
		А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.   | 
	
	
		| 16:5 | 
		Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.   | 
	
	
		| 16:6 | 
		У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.   | 
	
	
		| 16:7 | 
		Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.   | 
	
	
		| 16:8 | 
		В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы,   | 
	
	
		| 16:9 | 
		ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.   | 
	
	
		| 16:10 | 
		Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.   | 
	
	
		| 16:11 | 
		Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.   | 
	
	
		| 16:12 | 
		А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.   | 
	
	
		| 16:13 | 
		Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.   | 
	
	
		| 16:14 | 
		Все у вас да будет с любовью.   | 
	
	
		| 16:15 | 
		Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),   | 
	
	
		| 16:16 | 
		будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.   | 
	
	
		| 16:17 | 
		Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,   | 
	
	
		| 16:18 | 
		ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.   | 
	
	
		| 16:19 | 
		Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.   | 
	
	
		| 16:20 | 
		Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.   | 
	
	
		| 16:21 | 
		Мое, Павлово, приветствие собственноручно.   | 
	
	
		| 16:22 | 
		Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.   | 
	
	
		| 16:23 | 
		Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,   | 
	
	
		| 16:24 | 
		и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.   |