|  |   | 
 | Глава 1 | 
	
		| 1:1 | 
		Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,   | 
	
	
		| 1:2 | 
		и все находящиеся со мною братия -- церквам Галатийским:   | 
	
	
		| 1:3 | 
		благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,   | 
	
	
		| 1:4 | 
		Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;   | 
	
	
		| 1:5 | 
		Ему слава во веки веков. Аминь.   | 
	
	
		| 1:6 | 
		Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,   | 
	
	
		| 1:7 | 
		которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.   | 
	
	
		| 1:8 | 
		Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.   | 
	
	
		| 1:9 | 
		Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.   | 
	
	
		| 1:10 | 
		У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.   | 
	
	
		| 1:11 | 
		Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,   | 
	
	
		| 1:12 | 
		ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 1:13 | 
		Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,   | 
	
	
		| 1:14 | 
		и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.   | 
	
	
		| 1:15 | 
		Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил   | 
	
	
		| 1:16 | 
		открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, -- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,   | 
	
	
		| 1:17 | 
		и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.   | 
	
	
		| 1:18 | 
		Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.   | 
	
	
		| 1:19 | 
		Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.   | 
	
	
		| 1:20 | 
		А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.   | 
	
	
		| 1:21 | 
		После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.   | 
	
	
		| 1:22 | 
		Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,   | 
	
	
		| 1:23 | 
		а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, --   | 
	
	
		| 1:24 | 
		и прославляли за меня Бога.   | 
	
 | Глава 2 | 
	
		| 2:1 | 
		Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.   | 
	
	
		| 2:2 | 
		Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.   | 
	
	
		| 2:3 | 
		Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,   | 
	
	
		| 2:4 | 
		а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,   | 
	
	
		| 2:5 | 
		мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.   | 
	
	
		| 2:6 | 
		И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.   | 
	
	
		| 2:7 | 
		Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных   | 
	
	
		| 2:8 | 
		[ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников],   | 
	
	
		| 2:9 | 
		и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,   | 
	
	
		| 2:10 | 
		только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.   | 
	
	
		| 2:11 | 
		Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.   | 
	
	
		| 2:12 | 
		Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.   | 
	
	
		| 2:13 | 
		Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.   | 
	
	
		| 2:14 | 
		Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?   | 
	
	
		| 2:15 | 
		Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;   | 
	
	
		| 2:16 | 
		однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.   | 
	
	
		| 2:17 | 
		Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.   | 
	
	
		| 2:18 | 
		Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.   | 
	
	
		| 2:19 | 
		Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,   | 
	
	
		| 2:20 | 
		и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.   | 
	
	
		| 2:21 | 
		Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.   | 
	
 | Глава 3 | 
	
		| 3:1 | 
		О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?   | 
	
	
		| 3:2 | 
		Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?   | 
	
	
		| 3:3 | 
		Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?   | 
	
	
		| 3:4 | 
		Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!   | 
	
	
		| 3:5 | 
		Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?   | 
	
	
		| 3:6 | 
		Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.   | 
	
	
		| 3:7 | 
		Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.   | 
	
	
		| 3:8 | 
		И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.   | 
	
	
		| 3:9 | 
		Итак верующие благословляются с верным Авраамом,   | 
	
	
		| 3:10 | 
		а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.   | 
	
	
		| 3:11 | 
		А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.   | 
	
	
		| 3:12 | 
		А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.   | 
	
	
		| 3:13 | 
		Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],   | 
	
	
		| 3:14 | 
		дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.   | 
	
	
		| 3:15 | 
		Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.   | 
	
	
		| 3:16 | 
		Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.   | 
	
	
		| 3:17 | 
		Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.   | 
	
	
		| 3:18 | 
		Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.   | 
	
	
		| 3:19 | 
		Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.   | 
	
	
		| 3:20 | 
		Но посредник при одном не бывает, а Бог один.   | 
	
	
		| 3:21 | 
		Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;   | 
	
	
		| 3:22 | 
		но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 3:23 | 
		А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.   | 
	
	
		| 3:24 | 
		Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;   | 
	
	
		| 3:25 | 
		по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.   | 
	
	
		| 3:26 | 
		Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;   | 
	
	
		| 3:27 | 
		все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.   | 
	
	
		| 3:28 | 
		Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.   | 
	
	
		| 3:29 | 
		Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.   | 
	
 | Глава 4 | 
	
		| 4:1 | 
		Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:   | 
	
	
		| 4:2 | 
		он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.   | 
	
	
		| 4:3 | 
		Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;   | 
	
	
		| 4:4 | 
		но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону,   | 
	
	
		| 4:5 | 
		чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.   | 
	
	
		| 4:6 | 
		А как вы -- сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"   | 
	
	
		| 4:7 | 
		Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 4:8 | 
		Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.   | 
	
	
		| 4:9 | 
		Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?   | 
	
	
		| 4:10 | 
		Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.   | 
	
	
		| 4:11 | 
		Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.   | 
	
	
		| 4:12 | 
		Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:   | 
	
	
		| 4:13 | 
		знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,   | 
	
	
		| 4:14 | 
		но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.   | 
	
	
		| 4:15 | 
		Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.   | 
	
	
		| 4:16 | 
		Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?   | 
	
	
		| 4:17 | 
		Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.   | 
	
	
		| 4:18 | 
		Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.   | 
	
	
		| 4:19 | 
		Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!   | 
	
	
		| 4:20 | 
		Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.   | 
	
	
		| 4:21 | 
		Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?   | 
	
	
		| 4:22 | 
		Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.   | 
	
	
		| 4:23 | 
		Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.   | 
	
	
		| 4:24 | 
		В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,   | 
	
	
		| 4:25 | 
		ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;   | 
	
	
		| 4:26 | 
		а вышний Иерусалим свободен: он -- матерь всем нам.   | 
	
	
		| 4:27 | 
		Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.   | 
	
	
		| 4:28 | 
		Мы, братия, дети обетования по Исааку.   | 
	
	
		| 4:29 | 
		Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.   | 
	
	
		| 4:30 | 
		Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.   | 
	
	
		| 4:31 | 
		Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.   | 
	
 | Глава 5 | 
	
		| 5:1 | 
		Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.   | 
	
	
		| 5:2 | 
		Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.   | 
	
	
		| 5:3 | 
		Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.   | 
	
	
		| 5:4 | 
		Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,   | 
	
	
		| 5:5 | 
		а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.   | 
	
	
		| 5:6 | 
		Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.   | 
	
	
		| 5:7 | 
		Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?   | 
	
	
		| 5:8 | 
		Такое убеждение не от Призывающего вас.   | 
	
	
		| 5:9 | 
		Малая закваска заквашивает все тесто.   | 
	
	
		| 5:10 | 
		Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.   | 
	
	
		| 5:11 | 
		За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.   | 
	
	
		| 5:12 | 
		О, если бы удалены были возмущающие вас!   | 
	
	
		| 5:13 | 
		К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.   | 
	
	
		| 5:14 | 
		Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.   | 
	
	
		| 5:15 | 
		Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.   | 
	
	
		| 5:16 | 
		Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,   | 
	
	
		| 5:17 | 
		ибо плоть желает противного духу, а дух -- противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.   | 
	
	
		| 5:18 | 
		Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.   | 
	
	
		| 5:19 | 
		Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,   | 
	
	
		| 5:20 | 
		идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,   | 
	
	
		| 5:21 | 
		ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.   | 
	
	
		| 5:22 | 
		Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,   | 
	
	
		| 5:23 | 
		кротость, воздержание. На таковых нет закона.   | 
	
	
		| 5:24 | 
		Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.   | 
	
	
		| 5:25 | 
		Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.   | 
	
	
		| 5:26 | 
		Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.   | 
	
 | Глава 6 | 
	
		| 6:1 | 
		Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.   | 
	
	
		| 6:2 | 
		Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.   | 
	
	
		| 6:3 | 
		Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.   | 
	
	
		| 6:4 | 
		Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,   | 
	
	
		| 6:5 | 
		ибо каждый понесет свое бремя.   | 
	
	
		| 6:6 | 
		Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.   | 
	
	
		| 6:7 | 
		Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:   | 
	
	
		| 6:8 | 
		сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.   | 
	
	
		| 6:9 | 
		Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.   | 
	
	
		| 6:10 | 
		Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.   | 
	
	
		| 6:11 | 
		Видите, как много написал я вам своею рукою.   | 
	
	
		| 6:12 | 
		Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,   | 
	
	
		| 6:13 | 
		ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.   | 
	
	
		| 6:14 | 
		А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.   | 
	
	
		| 6:15 | 
		Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.   | 
	
	
		| 6:16 | 
		Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.   | 
	
	
		| 6:17 | 
		Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.   | 
	
	
		| 6:18 | 
		Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.   |