|  |   | 
 | Глава 1 | 
	
		| 1:1 | 
		Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,   | 
	
	
		| 1:2 | 
		в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.   | 
	
	
		| 1:3 | 
		Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,   | 
	
	
		| 1:4 | 
		будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.   | 
	
	
		| 1:5 | 
		Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?   | 
	
	
		| 1:6 | 
		Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.   | 
	
	
		| 1:7 | 
		Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.   | 
	
	
		| 1:8 | 
		А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего -- жезл правоты.   | 
	
	
		| 1:9 | 
		Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.   | 
	
	
		| 1:10 | 
		И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса -- дело рук Твоих;   | 
	
	
		| 1:11 | 
		они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,   | 
	
	
		| 1:12 | 
		и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.   | 
	
	
		| 1:13 | 
		Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?   | 
	
	
		| 1:14 | 
		Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?   | 
	
 | Глава 2 | 
	
		| 2:1 | 
		Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.   | 
	
	
		| 2:2 | 
		Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,   | 
	
	
		| 2:3 | 
		то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,   | 
	
	
		| 2:4 | 
		при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?   | 
	
	
		| 2:5 | 
		Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;   | 
	
	
		| 2:6 | 
		напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?   | 
	
	
		| 2:7 | 
		Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,   | 
	
	
		| 2:8 | 
		все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;   | 
	
	
		| 2:9 | 
		но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.   | 
	
	
		| 2:10 | 
		Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.   | 
	
	
		| 2:11 | 
		Ибо и освящающий и освящаемые, все -- от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:   | 
	
	
		| 2:12 | 
		возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.   | 
	
	
		| 2:13 | 
		И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.   | 
	
	
		| 2:14 | 
		А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,   | 
	
	
		| 2:15 | 
		и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.   | 
	
	
		| 2:16 | 
		Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.   | 
	
	
		| 2:17 | 
		Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.   | 
	
	
		| 2:18 | 
		Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.   | 
	
 | Глава 3 | 
	
		| 3:1 | 
		Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,   | 
	
	
		| 3:2 | 
		Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.   | 
	
	
		| 3:3 | 
		Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,   | 
	
	
		| 3:4 | 
		ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.   | 
	
	
		| 3:5 | 
		И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;   | 
	
	
		| 3:6 | 
		а Христос -- как Сын в доме Его; дом же Его -- мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.   | 
	
	
		| 3:7 | 
		Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,   | 
	
	
		| 3:8 | 
		не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,   | 
	
	
		| 3:9 | 
		где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.   | 
	
	
		| 3:10 | 
		Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;   | 
	
	
		| 3:11 | 
		посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.   | 
	
	
		| 3:12 | 
		Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.   | 
	
	
		| 3:13 | 
		Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.   | 
	
	
		| 3:14 | 
		Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,   | 
	
	
		| 3:15 | 
		доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".   | 
	
	
		| 3:16 | 
		Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.   | 
	
	
		| 3:17 | 
		На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?   | 
	
	
		| 3:18 | 
		Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?   | 
	
	
		| 3:19 | 
		Итак видим, что они не могли войти за неверие.   | 
	
 | Глава 4 | 
	
		| 4:1 | 
		Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.   | 
	
	
		| 4:2 | 
		Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.   | 
	
	
		| 4:3 | 
		А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира.   | 
	
	
		| 4:4 | 
		Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.   | 
	
	
		| 4:5 | 
		И еще здесь: "не войдут в покой Мой".   | 
	
	
		| 4:6 | 
		Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,   | 
	
	
		| 4:7 | 
		то еще определяет некоторый день, "ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших".   | 
	
	
		| 4:8 | 
		Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.   | 
	
	
		| 4:9 | 
		Посему для народа Божия еще остается субботство.   | 
	
	
		| 4:10 | 
		Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.   | 
	
	
		| 4:11 | 
		Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.   | 
	
	
		| 4:12 | 
		Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.   | 
	
	
		| 4:13 | 
		И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.   | 
	
	
		| 4:14 | 
		Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.   | 
	
	
		| 4:15 | 
		Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.   | 
	
	
		| 4:16 | 
		Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.   | 
	
 | Глава 5 | 
	
		| 5:1 | 
		Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,   | 
	
	
		| 5:2 | 
		могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,   | 
	
	
		| 5:3 | 
		и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.   | 
	
	
		| 5:4 | 
		И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.   | 
	
	
		| 5:5 | 
		Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;   | 
	
	
		| 5:6 | 
		как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.   | 
	
	
		| 5:7 | 
		Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;   | 
	
	
		| 5:8 | 
		хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,   | 
	
	
		| 5:9 | 
		и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,   | 
	
	
		| 5:10 | 
		быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.   | 
	
	
		| 5:11 | 
		О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.   | 
	
	
		| 5:12 | 
		Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.   | 
	
	
		| 5:13 | 
		Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;   | 
	
	
		| 5:14 | 
		твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.   | 
	
 | Глава 6 | 
	
		| 6:1 | 
		Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,   | 
	
	
		| 6:2 | 
		учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.   | 
	
	
		| 6:3 | 
		И это сделаем, если Бог позволит.   | 
	
	
		| 6:4 | 
		Ибо невозможно -- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,   | 
	
	
		| 6:5 | 
		и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,   | 
	
	
		| 6:6 | 
		и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.   | 
	
	
		| 6:7 | 
		Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;   | 
	
	
		| 6:8 | 
		а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец -- сожжение.   | 
	
	
		| 6:9 | 
		Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.   | 
	
	
		| 6:10 | 
		Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.   | 
	
	
		| 6:11 | 
		Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,   | 
	
	
		| 6:12 | 
		дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.   | 
	
	
		| 6:13 | 
		Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,   | 
	
	
		| 6:14 | 
		говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.   | 
	
	
		| 6:15 | 
		И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.   | 
	
	
		| 6:16 | 
		Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.   | 
	
	
		| 6:17 | 
		Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,   | 
	
	
		| 6:18 | 
		дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,   | 
	
	
		| 6:19 | 
		которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,   | 
	
	
		| 6:20 | 
		куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.   | 
	
 | Глава 7 | 
	
		| 7:1 | 
		Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,   | 
	
	
		| 7:2 | 
		которому и десятину отделил Авраам от всего, -- во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,   | 
	
	
		| 7:3 | 
		без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.   | 
	
	
		| 7:4 | 
		Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.   | 
	
	
		| 7:5 | 
		Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь -- брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.   | 
	
	
		| 7:6 | 
		Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.   | 
	
	
		| 7:7 | 
		Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.   | 
	
	
		| 7:8 | 
		И здесь десятины берут человеки смертные, а там -- имеющий о себе свидетельство, что он живет.   | 
	
	
		| 7:9 | 
		И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:   | 
	
	
		| 7:10 | 
		ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.   | 
	
	
		| 7:11 | 
		Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -- ибо с ним сопряжен закон народа, -- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?   | 
	
	
		| 7:12 | 
		Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.   | 
	
	
		| 7:13 | 
		Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.   | 
	
	
		| 7:14 | 
		Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.   | 
	
	
		| 7:15 | 
		И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,   | 
	
	
		| 7:16 | 
		Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.   | 
	
	
		| 7:17 | 
		Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.   | 
	
	
		| 7:18 | 
		Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,   | 
	
	
		| 7:19 | 
		ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.   | 
	
	
		| 7:20 | 
		И как сие было не без клятвы, --   | 
	
	
		| 7:21 | 
		ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, --   | 
	
	
		| 7:22 | 
		то лучшего завета поручителем соделался Иисус.   | 
	
	
		| 7:23 | 
		Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;   | 
	
	
		| 7:24 | 
		а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,   | 
	
	
		| 7:25 | 
		посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.   | 
	
	
		| 7:26 | 
		Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,   | 
	
	
		| 7:27 | 
		Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.   | 
	
	
		| 7:28 | 
		Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.   | 
	
 | Глава 8 | 
	
		| 8:1 | 
		Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах   | 
	
	
		| 8:2 | 
		и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.   | 
	
	
		| 8:3 | 
		Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.   | 
	
	
		| 8:4 | 
		Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,   | 
	
	
		| 8:5 | 
		которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.   | 
	
	
		| 8:6 | 
		Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.   | 
	
	
		| 8:7 | 
		Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.   | 
	
	
		| 8:8 | 
		Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,   | 
	
	
		| 8:9 | 
		не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.   | 
	
	
		| 8:10 | 
		Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.   | 
	
	
		| 8:11 | 
		И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,   | 
	
	
		| 8:12 | 
		потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.   | 
	
	
		| 8:13 | 
		Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.   | 
	
 | Глава 9 | 
	
		| 9:1 | 
		И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:   | 
	
	
		| 9:2 | 
		ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое".   | 
	
	
		| 9:3 | 
		За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых",   | 
	
	
		| 9:4 | 
		имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,   | 
	
	
		| 9:5 | 
		а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.   | 
	
	
		| 9:6 | 
		При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;   | 
	
	
		| 9:7 | 
		а во вторую -- однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.   | 
	
	
		| 9:8 | 
		Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.   | 
	
	
		| 9:9 | 
		Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,   | 
	
	
		| 9:10 | 
		и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.   | 
	
	
		| 9:11 | 
		Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,   | 
	
	
		| 9:12 | 
		и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.   | 
	
	
		| 9:13 | 
		Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,   | 
	
	
		| 9:14 | 
		то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!   | 
	
	
		| 9:15 | 
		И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.   | 
	
	
		| 9:16 | 
		Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,   | 
	
	
		| 9:17 | 
		потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.   | 
	
	
		| 9:18 | 
		Почему и первый завет был утвержден не без крови.   | 
	
	
		| 9:19 | 
		Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,   | 
	
	
		| 9:20 | 
		говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.   | 
	
	
		| 9:21 | 
		Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.   | 
	
	
		| 9:22 | 
		Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.   | 
	
	
		| 9:23 | 
		Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.   | 
	
	
		| 9:24 | 
		Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,   | 
	
	
		| 9:25 | 
		и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;   | 
	
	
		| 9:26 | 
		иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.   | 
	
	
		| 9:27 | 
		И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,   | 
	
	
		| 9:28 | 
		так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.   | 
	
 | Глава 10 | 
	
		| 10:1 | 
		Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.   | 
	
	
		| 10:2 | 
		Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.   | 
	
	
		| 10:3 | 
		Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,   | 
	
	
		| 10:4 | 
		ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.   | 
	
	
		| 10:5 | 
		Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.   | 
	
	
		| 10:6 | 
		Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.   | 
	
	
		| 10:7 | 
		Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.   | 
	
	
		| 10:8 | 
		Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, -- которые приносятся по закону, -- Ты не восхотел и не благоизволил",   | 
	
	
		| 10:9 | 
		потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.   | 
	
	
		| 10:10 | 
		По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.   | 
	
	
		| 10:11 | 
		И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.   | 
	
	
		| 10:12 | 
		Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,   | 
	
	
		| 10:13 | 
		ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.   | 
	
	
		| 10:14 | 
		Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.   | 
	
	
		| 10:15 | 
		О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:   | 
	
	
		| 10:16 | 
		Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,   | 
	
	
		| 10:17 | 
		и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.   | 
	
	
		| 10:18 | 
		А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.   | 
	
	
		| 10:19 | 
		Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,   | 
	
	
		| 10:20 | 
		который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,   | 
	
	
		| 10:21 | 
		и имея великого Священника над домом Божиим,   | 
	
	
		| 10:22 | 
		да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,   | 
	
	
		| 10:23 | 
		будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.   | 
	
	
		| 10:24 | 
		Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.   | 
	
	
		| 10:25 | 
		Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.   | 
	
	
		| 10:26 | 
		Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,   | 
	
	
		| 10:27 | 
		но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.   | 
	
	
		| 10:28 | 
		Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,   | 
	
	
		| 10:29 | 
		то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?   | 
	
	
		| 10:30 | 
		Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.   | 
	
	
		| 10:31 | 
		Страшно впасть в руки Бога живаго!   | 
	
	
		| 10:32 | 
		Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,   | 
	
	
		| 10:33 | 
		то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;   | 
	
	
		| 10:34 | 
		ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.   | 
	
	
		| 10:35 | 
		Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.   | 
	
	
		| 10:36 | 
		Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;   | 
	
	
		| 10:37 | 
		ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.   | 
	
	
		| 10:38 | 
		Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.   | 
	
	
		| 10:39 | 
		Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.   | 
	
 | Глава 11 | 
	
		| 11:1 | 
		Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.   | 
	
	
		| 11:2 | 
		В ней свидетельствованы древние.   | 
	
	
		| 11:3 | 
		Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.   | 
	
	
		| 11:4 | 
		Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.   | 
	
	
		| 11:5 | 
		Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.   | 
	
	
		| 11:6 | 
		А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.   | 
	
	
		| 11:7 | 
		Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.   | 
	
	
		| 11:8 | 
		Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.   | 
	
	
		| 11:9 | 
		Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;   | 
	
	
		| 11:10 | 
		ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.   | 
	
	
		| 11:11 | 
		Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.   | 
	
	
		| 11:12 | 
		И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.   | 
	
	
		| 11:13 | 
		Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;   | 
	
	
		| 11:14 | 
		ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.   | 
	
	
		| 11:15 | 
		И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;   | 
	
	
		| 11:16 | 
		но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.   | 
	
	
		| 11:17 | 
		Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,   | 
	
	
		| 11:18 | 
		о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.   | 
	
	
		| 11:19 | 
		Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.   | 
	
	
		| 11:20 | 
		Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.   | 
	
	
		| 11:21 | 
		Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.   | 
	
	
		| 11:22 | 
		Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.   | 
	
	
		| 11:23 | 
		Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.   | 
	
	
		| 11:24 | 
		Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,   | 
	
	
		| 11:25 | 
		и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,   | 
	
	
		| 11:26 | 
		и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.   | 
	
	
		| 11:27 | 
		Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.   | 
	
	
		| 11:28 | 
		Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.   | 
	
	
		| 11:29 | 
		Верою перешли они Чермное море, как по суше, -- на что покусившись, Египтяне потонули.   | 
	
	
		| 11:30 | 
		Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.   | 
	
	
		| 11:31 | 
		Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.   | 
	
	
		| 11:32 | 
		И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,   | 
	
	
		| 11:33 | 
		которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,   | 
	
	
		| 11:34 | 
		угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;   | 
	
	
		| 11:35 | 
		жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;   | 
	
	
		| 11:36 | 
		другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,   | 
	
	
		| 11:37 | 
		были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;   | 
	
	
		| 11:38 | 
		те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.   | 
	
	
		| 11:39 | 
		И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,   | 
	
	
		| 11:40 | 
		потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.   | 
	
 | Глава 12 | 
	
		| 12:1 | 
		Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,   | 
	
	
		| 12:2 | 
		взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.   | 
	
	
		| 12:3 | 
		Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.   | 
	
	
		| 12:4 | 
		Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,   | 
	
	
		| 12:5 | 
		и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.   | 
	
	
		| 12:6 | 
		Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.   | 
	
	
		| 12:7 | 
		Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?   | 
	
	
		| 12:8 | 
		Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.   | 
	
	
		| 12:9 | 
		Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?   | 
	
	
		| 12:10 | 
		Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей -- для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.   | 
	
	
		| 12:11 | 
		Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.   | 
	
	
		| 12:12 | 
		Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени   | 
	
	
		| 12:13 | 
		и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.   | 
	
	
		| 12:14 | 
		Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.   | 
	
	
		| 12:15 | 
		Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;   | 
	
	
		| 12:16 | 
		чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.   | 
	
	
		| 12:17 | 
		Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.   | 
	
	
		| 12:18 | 
		Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,   | 
	
	
		| 12:19 | 
		не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,   | 
	
	
		| 12:20 | 
		ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);   | 
	
	
		| 12:21 | 
		и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".   | 
	
	
		| 12:22 | 
		Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,   | 
	
	
		| 12:23 | 
		к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,   | 
	
	
		| 12:24 | 
		и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.   | 
	
	
		| 12:25 | 
		Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,   | 
	
	
		| 12:26 | 
		Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.   | 
	
	
		| 12:27 | 
		Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.   | 
	
	
		| 12:28 | 
		Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,   | 
	
	
		| 12:29 | 
		потому что Бог наш есть огнь поядающий.   | 
	
 | Глава 13 | 
	
		| 13:1 | 
		Братолюбие между вами да пребывает.   | 
	
	
		| 13:2 | 
		Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.   | 
	
	
		| 13:3 | 
		Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.   | 
	
	
		| 13:4 | 
		Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.   | 
	
	
		| 13:5 | 
		Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,   | 
	
	
		| 13:6 | 
		так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?   | 
	
	
		| 13:7 | 
		Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.   | 
	
	
		| 13:8 | 
		Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.   | 
	
	
		| 13:9 | 
		Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.   | 
	
	
		| 13:10 | 
		Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.   | 
	
	
		| 13:11 | 
		Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, --   | 
	
	
		| 13:12 | 
		то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.   | 
	
	
		| 13:13 | 
		Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;   | 
	
	
		| 13:14 | 
		ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.   | 
	
	
		| 13:15 | 
		Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.   | 
	
	
		| 13:16 | 
		Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.   | 
	
	
		| 13:17 | 
		Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.   | 
	
	
		| 13:18 | 
		Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.   | 
	
	
		| 13:19 | 
		Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.   | 
	
	
		| 13:20 | 
		Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа],   | 
	
	
		| 13:21 | 
		да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.   | 
	
	
		| 13:22 | 
		Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.   | 
	
	
		| 13:23 | 
		Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.   | 
	
	
		| 13:24 | 
		Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.   | 
	
	
		| 13:25 | 
		Благодать со всеми вами. Аминь.   |