wp164e3ad4.jpg
wp6462e286.png
wp903103f8.png
wpfed1232f.png
wp5ca64ced.png
wp3b66d6e6.png
wp496b2b65.png
wp9c86c499.png
wp6a5efa5f.png
wp08af464a.png
wp6f361f18.png
wp15cce671.png
wpc0ea6b9a.png
причастия Батюшка совершил и Таинство Елеосвящения [1]. Затем император выразил желание, чтобы Батюшка возложил свои руки на его голову.
– Не тяжело ли Вашему Величеству, что держу долго руки мои на голове Вашей? – спросил отец Иоанн.
– Напротив,– ответил государь,– мне очень легко, когда Вы их держите.
Батюшка не убирал своих рук до тех пор, пока душа помазанника Божия Александра III не отошла ко Господу...
Несмотря на свою постоянную занятость, отец Иоанн с первых же дней своего служения вёл дневник, в который он ежедневно записывал свои мысли, приходящие во время молитвы, в мгновения благодатного озарения души всепросвещающим Духом Божиим. Впоследствии вышла книга, которую сам Батюшка назвал "Моя жизнь во Христе". Она стала настоящим учебником духовной жизни для всех, желающих идти путём спасения. Книгу читали не только в России, но и за рубежом – её перевели на многие языки.
Отец Иоанн был устроителем и благотворителем множества храмов, монастырей, монастырских подворий по всей России. Позаботился Батюшка и о своих родных местах. Основал там женский монастырь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построил каменный храм и здание для церковно-приходской школы. А на реке Карповке в Петербурге устроил подворье Сурской женской обители, которое позже было обращено в Иоанновский женский монастырь, названный так тогда по имени преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя кронштадтского пастыря.
1. Елеосвящение – Таинство, совершаемое над болящим, в котором Церковь призывает на страждущего благодать Божию, исцеляющую болезни души и тела через помазание освящённым маслом (елеем). Называется ещё и соборованием, так как, по правилам, его должны совершать семь священников, то есть их "собор". ^
2. К концу царствования императора Александра III Россия достигла неслыханного могущества. Благосостояние народа было велико. И при императоре Николае II богатство страны продолжало увеличиваться. Россия тогда кормила всю Европу. Например, урожай хлеба в нашей стране в 1913 году был намного выше, чем в США, Канаде и Аргентине, вместе взятых. Но... Накопилось в русском народе к тому времени множество грехов и беззаконий. Забыли про Бога. Некоторые даже говорили: "Бога нет, мы и без Бога хорошо проживём". Это больше всего и печалило батюшку Иоанна. "Если желаем добра себе и России, убоимся праведного суда Божия,– призывал кронштадтский пастырь,– покаемся нелицемерно в своих беззакониях, перестанем вершить зло, научимся творить добро...".
3. Не слушали пророка Божия; и не только не покаялись люди, но и стали хулить Духа Святаго, действующего через отца Иоанна. Над Батюшкой начали смеяться, возводить на него напраслину, порой просто издеваться... Российское общество словно бы ослепло от тьмы собственного неверия. Вместо покаяния некоторые дошли до того, что, как писал отец Иоанн, "скрытно работая в потаённых комнатах над составлением убийственных снарядов", подкладывали их тем, кого считали нужным лишить жизни. Убийства... Убийства ни в чём не повинных людей... "Вот к чему способен стал человек, уподобившийся в своей злобе злым духам, губящим жизнь человеческую... Отчего ныне многие ненавидят Россию и желают ей зла и злорадствуют о её неудачах? – вопрошал пастырь.– Оттого что они отвергли учение Матери своей Церкви. А кто не признаёт Церковь Матерью, тот не может быть и верным сыном отечества, и – не видать ему Отечества Небесного, к которому готовит нас Церковь, нас как странников и пришельцев земных". Знал отец Иоанн, сколько крови прольётся, если в нашем государстве начнётся революция: "Если в России так пойдут дела и если Россия не очистится, то она опустеет, как древние царства и города, стёртые правосудием Божиим с лица земли за своё безбожие и свои беззакония".
4. Незадолго до своей кончины отец Иоанн в проповедях многократно пророчествовал и громогласно взывал: "Кайтесь! Кайтесь! Приближается ужасное время! Оно ужасно, столь ужасно, что вы и представить себе не можете!". Он не говорил, он взывал, воздев руки. Впечатление было потрясающее: ужас овладевал присутствующими, многие плакали...
5. Так всё и случилось. Отход русского общества от Бога и Церкви навлёк на Россию Божий гнев. В 1917 году началась революция, затем – гражданская война. Брат убивал брата. Сын предавал отца. Вся земля русская была залита кровью... В Екатеринбурге расстреляли царскую семью... Затем – аресты многих сотен тысяч безвинных людей, массовые расстрелы священников, монашествующих, верных Богу, Церкви и отечеству мирян... И бесконечные распри, продолжающиеся по сей день... Реки, море крови...
6. Нет пророка в своём отечестве! Не слушали отца Иоанна!
7. Уже после смерти Батюшки в Иоанновском монастыре на Карповке собрались некоторые духовные лица. Это было в 1916 году. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, была в разгаре. Собравшиеся читали дневник кронштадтского пастыря. Оказывается, Батюшка за много лет до этой великой войны точно описал в своём дневнике и участников войны, и её исход. Военные неудачи России и связанную с ней революцию отец Иоанн также предсказал. Он указал на продолжительность господства революционных идей, на бесчисленные жертвы революции, на потоки крови, на горе и на несчастья всего населения...
Последние три года своей жизни отец Иоанн часто болел. В своём дневнике он писал: "Сила моя физическая истощилась, зато дух мой бодр и горит к возлюбленному моему Жениху, Господу Иисусу Христу...".